«В Украине произошло событие значительно большее, чем назначение премьер-министра Украины первого коалиционного правительства, — сказал сам Виктор Янукович в воскресном интервью Первому национальному телеканалу. — Разблокирован законотворческий процесс. Наконец начало работать парламентское большинство». По его словам, новому — «сильному, профессиональному и опирающемуся на сформированное большинство» — правительству досталось нелегкое наследство. «Не преувеличу, и это неоднократно подчеркивал Президент Украины, — ситуацию в бюджетной сфере можно назвать катастрофической», — заметил премьер. Представляя вчера в Донецке своего преемника на посту главы облгосадминистрации Анатолия Блызнюка, премьер выразил уверенность в том, что Президент ветирует такой вариант госбюджета-2003. «Нужно надувать не щеки, а доходную часть бюджета», — отметил он при этом. К важным заявлениям, сделанным новым премьером с момента его утверждения парламентом, относится и достаточно категоричный ответ тем, кто прочит его в участники президентских выборов 2004 года. «2004-й год будет после 2003-го года, и все политики имеют время проявить себя. Народ всегда выбирает лучших, и тем более такой мудрый народ как украинский», — сказал Виктор Янукович в том же интервью Первому телеканалу. Комментируя попытки многих аналитиков и журналистов рассматривать премьерский пост сквозь призму будущих президентских выборов, В.Янукович отметил, что его позиция в этом вопросе проста: «Нужно работать каждому на своем месте, работать эффективно. Считаю, что моя должность дает возможность раскрыться мне как профессионалу, прежде всего». «Говорю прямо: в президенты я не собираюсь», — резюмировал он. Но если до выборов-2004 года еще есть время, то отношения с парламентом новому главе правительства придется строить уже сегодня. Причем, как это ни парадоксально, В.Янукович вынужден будет удовлетворять претензии и тех депутатов, которым сам помог обзавестись мандатами — без высокого результата блока власти в Донецкой области они бы не прошли в парламент.
С избранием Виктора Януковича новым премьер-министром «подвешенное» состояние предыдущего правительства, в коем оно пребывало в течение последних месяцев, сменилось «подвешенными» ожиданиями новых портфельных распределений и кадровых назначений. К тому же, в перспективе выстраивания своих собственных политперспектив и отдачи собственного правительства, для нового премьер-министра более важным и драматичным является не сам факт его утверждения парламентом, сколько распределение министерских постов. Кадровая композиция кабинета, уровень и качество «фракционно- большевистского» представительства во многом определят сильные и слабые стороны правительства, их соотношение и, в конечном счете, отмерят политическое время и этому премьеру, и этому правительству.
Заручившись поддержкой большинства — 234 голоса, новый премьер вывел «фракции девятки» из критического состояния «недобольшинства», фактически структурировал Верховную Раду на почти минимально выигрышную коалицию большинства и максимальное меньшинство. По сути Янукович пристегнул «вечноускользающее» от заветного цифрового маячка большинство к определенной и нужной цифре. Правда голосовательного триумфа не получилось, как в свое время с Лазаренко или недавним голосованием по Генпрокурору. Однако, выдвинутая большинством и Президентом кандидатура нового Премьер-министра избиралась в логике уже парламентской республики, упорную тенденцию развития которой невозможно не замечать. То есть новый премьер — это премьер не собранных депутатских голосов и даже не премьер всей Верховной Рады. 234 означает, что Янукович избран большинством. И все.
Это обстоятельство, как и неубедительность цифры сама по себе делает позиции Януковича весьма непрочными в кадровом торге с «большевистскими» фракциями. «Кейс должностей» и министерских вакансий у нового премьера намного меньше, чем разыгравшийся кадровый аппетит «большевистской элиты». В такого рода внутрипарламентском торге, как правило, изначальные веса голосов фракций непропорционально увеличиваются.
«Премьерным» голосованием как бы структурировалось большинство. Но большинство это, во- первых, центробежное, во-вторых, оно движимо интересами фракций и интересами межфракционных сделок, в-третьих, при всей своей разнородности оно быстро консолидируется общим интересом выживания, так как представляет собой группу лояльных власти элит. Если кадровые решения Януковича будут неточными или будут идти вразрез с представителями этого «элитного клуба», то новый Кабмин будет постоянно испытывать дефицит парламентской поддержки, законодательного ресурса и, в результате, общую слабость политических позиций. Если же сделка с фракциями окажется более или менее удовлетворительной, то Янукович может оказаться не в привычном для него окружении преданных, лояльных и послушных подчиненных, а связанным в своих решениях «министрами коалиции», проводящими линию своих политических сил.
Для сильного, амбициозного и нацеленного на сверхзадачи политика, подобный политический «крой» — безусловно, маловат и неудобен. Во взаимоотношениях большинство — Янукович дилемма в следующем, (которую мы можем прямо так, и назвать — «дилемма премьера» или «дилемма Януковича»): премьер большинства или большинство премьера? За этими смысловыми и логическими нюансами — различный реальный политический статус, возможности и ресурсы двух составляющих классически европейского кабинетного механизма — премьера и большинства. Если статус Януковича не выходит за рамки премьера большинства, то он рискует попасть в ловушку формулы «сильный политик — слабый премьер». При сильной президентской администрации это изначально занизило бы политический вес нового главы Кабмина.
В логике предыдущих кабинетов премьеры стремились иметь свое большинство для гарантированной поддержки своих законопроектов, решений. Но, как правило, никогда его не имели, ограничиваясь мобилизацией ситуативных голосовательных коалиций в особых случаях. В нынешней ситуации «дилемма премьера» может быть разрешена точными кадровыми решениями — справедливое кадровое представительство фракций смогут стабилизировать и нарастить «цифровой формат» большинства, обеспечить сильные политические и законодательные позиции Кабмина в целом. И что важно — не как особого центра власти, но именно как кабинета большинства, представительного правительства. В русле этой логики (т.е. парламентско- представительной) и должны происходить кадровые назначения нового правительства, чтобы фракции большинства были удовлетворены (в разумных пределах, разумеется) своим представительством. Принятие подобного рода решений — задача не из легких. Сделки, при неусыпном контроле Президента, и его Администрации смогут «додавить» и привести коалиционную торговлю к общему знаменателю. С другой стороны, чтобы не ослаблять, а наращивать свои политэкономические позиции, новый премьер будет вынужден опираться на своих проверенных сторонников. Скорее сохранят свои посты и получат новые лояльные и лично преданные ему люди, т.е. не исключено, что в рамках нового коалиционного правительства будет сформировано нечто вроде «малого кабинета» — опорная группа из представителей донецкого региона, Партии регионов.
В любом случае, при любых кадровых рокировках и композициях, очевидно, что выборы-2002 изменили структуру политического и парламентского поля. Хотя бы в том смысле, что даже сильные, ресурсно обеспеченные и командные лидеры, сознательно культивирующие в украинской политике стиль «крепких мужиков», «хозяйственников», «парней», приверженных культу политической силы и административного давления, вынуждены будут решать новые дилеммы: либо «проглотят» явно несоразмерную для них роль слабых премьеров, либо — пересматривая стиль и меняя привычный политический код, перепрофилируются в публичных руководителей парламентских коалиционных кабинетов. Скорее всего для Януковича это уже вопрос не выбора, а необходимости. Эпоха «отеческого», «большого» советского и постсоветского стиля руководства, который сохранился в так называемой донецкой модели, уходит. Чтобы стать сильным премьером, Янукович должен перестать быть «донецким» (в привычном для столичного слуха звучании). Теперь он — «парламентско-президентский»… Как и задумывалось?