Ровно не так и далеко от Киева. «Шестьсот веселый» приходит нещадно рано. Волынь, Полесье, тихие люди, тихие места. Речка с незлобивым названием Устя протекает посередине. На ее берегу стоит Дом органной и камерной музыки, бывший костел. Там все и происходило. Каждый вечер на сцену выходили гости из Львова и Киева, России и Литвы. Каждый вечер, кутаясь в пальто и куртки, в зябком зале собирались самые лучшие в мире слушатели — провинциальные интеллигенты, учителя, студенты, с тщанием неофитов внимающие каждому звуку.
Кроме публики, Ровному повезло еще и со своим, так сказать, музыкальным лобби. Местные уроженцы — дирижер, участник ансамбля «Древо» Петр Товстуха, и композитор Алла Загайкевич, сполна реализовавшись в центре, о малой родине не забыли. Во многом благодаря их цеховым связям «Нове виконавство» получилось именно таким, каким и должен быть любой фестиваль в промозглом, темном ноябре — разнообразным, многозвучным и многоголосым.
Впрочем, само понятие нового исполнительства позволяло достаточно широкие трактовки. Так, фестиваль обрамляли концерты, построенные на сопоставлении современного и исторического материала. В «Барокко — новая музыка» опусы киевлянки Виктории Полевой («Белое погребение. Музыка на поэзию Геннадия Айги») и харьковчанина Александра Гринберга («Crazy Jingles»), написанные специально для фестиваля, соседствовали с Бранденбургским концертом №3 Баха, фугой Моцарта и «Кончерто мадригалеско» Вивальди. Львовский пианист Йожеф Ерминь исполнил с камерным оркестром Ровенской областной филармонии произведения Валентина Сильвестрова, Оливье Мессиана, Тору Такемацу, Альфреда Шнитке. На следующий же вечер в органном зале лились умиротворяющая лютневая музыка XVI — XVII столетий (исполнитель — Анатолий Шпаков, Киев). А в последний день камерный хор «Воскресение» показал сложную, богатую оттенками настроений, программу, в которой современным вокальным пьесам предшествовали религиозные песнопения барокко, хоровые опыты романтизма и классической эпохи.
Одним словом, соединение школ и имен дало фестивалю качественный старт: именно взаимодействие традиции и эксперимента порождает мощную энергию, необходимую для движения любого дела. Наверно, потому и неудивителен знак с небес — в первый вечер, после исполнения меланхолического «зимнего» опуса Полевой, пошел настоящий, основательный снегопад — первый в Ровно в этом году…
Наибольшим зрительским успехом пользовались фольклорные вечера. И киевский ансамбль традиционного пения «Древо» (руководитель — Евгений Ефремов), и их коллеги из Москвы «Казачий круг» (отец-основатель Владимир Скунцев) стали настоящими звездами фестиваля. И те и другие — истовые фанатики своего дела, собиратели редчайших песен по глухим селам у столетних дедов и бабусь. Этномузыкологи из «Древа» за полтора десятка лет выработали — не в ущерб исследовательскому энтузиазму — профессиональные исполнительские навыки. «Древовцы» вместе со слушателями пропутешествовали по Украине, которая географически считается центральной — Полтавщине и Полесье — и которую, оказывается. никто не знает. Грустные песни и песни шуточные, философские и лирические, о смерти и о любви складывали настоящую, высокую сагу одного народа. Ответ «Казачьего круга» на следующий вечер был столь же великолепен. Россияне не просто пели, а именно «играли», как говорят на Дону, песни самых разных казачьих традиций — хоперские, терские, кубанские. Прозвучали и такие раритеты, как древнее, сохранившееся в аутентичном виде более трех столетий пение казаков-некрасовцев. А окончательно зал был покорен после исполнения — на отличном украинском — нескольких песен, сложенных в Запорожской Сечи.
После столь эффектных репрезентаций изыскания современных сочинителей выглядели достаточно герметичными, рассчитанными на неизмеримо более узкое число ценителей. Для ровенчан, очевидно, интенсивное знакомство с академическим авангардом было внове. Но и в эту часть фестиваля исполнители — Петр Товстуха, певица и актриса Наталка Половинка, певица Инна Галатенко, скрипач Сергей Охримчук — вложили не меньше самоотдачи и любви как к исполняемой музыке, так и к зрителю. Два спектакля Аллы Загайкевич — камерная опера «Числа и ветер» на стихи и живопись Николая Воробьева и «Тікати... дихати... мовчати...» (электроакустическая инсталляция для трех исполнителей, записи и компьютерной обработки в реальном времени) принесли ощущение новой поэтики, звукового пространства, основанного на сложном сплетении музыки, слова и даже электронных шумов.
Однако смысловым центром фестиваля, полноправным подтверждением его международного статуса стал вечер, составленный из произведений литовца Шарунаса Накаса, одного из наиболее интересных композиторов на территории бывшего СССР. Дирижер, музыкальный критик, автор музыки к спектаклям и фильмам, Шарунас, в первую очередь, — идеолог нового сочинительства, стремящийся к преодолению границ между жанрами и эпохами. Этот завораживающий эффект пересечения рубежей, культурного диалога внутри произведений был усилен благодаря продуманному построению самого концерта «Возле небесных врат». Элегантную вокальную миниатюру «Sanguis» (сопрано соло — Инна Галатенко) сменило неистовство «Падающих портретов, разбитых сердец, вечных жертв». Человеческая речь (экзальтированное исполнение Наталкой Половинкой отрывков из Послания римлянам) контрастировала и дополнялась электронной музыкой, шумами и абстрагированным с помощью компьютера натуральным звукорядом. Далее — медитативная «Часовня при дороге» для тромбона соло и завершающее «Возле небесных врат», изысканная звуковая фотография (по определению автора), рожденная из музыки, записанной на восковых роликах еще сто лет назад, звуков реки, водопада, ветра, живых ударных и пения птиц. При всей разнородности компонентов концерт звучал как единая звуковая, даже не фотография, но фреска или музыкальная драма со своей завязкой, кульминацией и умиротворяющим финалом.
Таковы, пожалуй, наиболее заметные события девятидневного марафона «Нового виконавства». Составленный со вкусом, заангажировавший лучшие исполнительские силы, фестиваль, тем не менее, пока что выглядит почти подвигом одиночек — того же Товстухи, координатора проекта Алены Михайловой и единомышленников. Но, похоже, их работа не столь безнадежна, как могло показаться вначале. Ровному нужен этот фестиваль, пускай пока не многолюдный и больше похожий на цикл концертов. Потому что городу нужен праздник. Праздник нужен и людям по обеим сторонам сцены. Не зрелище в паре с хлебом из известного лозунга, но именно праздник.
А желание, помноженное на талант, — великая вещь.