Процессы против животных (уголовные и гражданские) — одни из наиболее древних страниц истории права и культуры. Почти до прошлого века животные были подсудимыми и отвечали на предъявленные им обвинения в светских и духовных судах с соблюдением всех процессуальных формальностей. Это явление, корнями уходящее в глубокую древность, самого большого расцвета достигло во времена Средневековья.
А было так. Животные-подсудимые привлекаются к уголовной ответственности, происходит формальное следствие, их допрашивают (животные молчат — говорят и объясняют за них люди), их обвиняет прокурор и защищает адвокат...
В уголовных процессах по большей части фигурируют: свиньи, козлы, козы, быки, коровы, мулы, кони, коты, собаки и петухи. Сохранились документы, подтверждающие, что животных арестовывали и садили в общую для всех преступников тюрьму, часто и в камеру с людьми, совершившими такие же преступления. В 1408 году на ежедневное содержание свиньи, арестованной во Франции и обвиненной в убийстве ребенка, отпускалось столько же продуктов, сколько и на каждого узника.
Процессы, как правило, заканчивались осуждением животных. Сохранились сведения, подтверждающие, что суд одного немецкого города в XVII веке приговорил собаку к пожизненному одиночному заключению. Но чаще всего обвиненных животных приговаривали к повешению, захоронению живьем, забиванию камнями, сожжению или обезглавливанию. Впоследствии смертельное наказание для дорогих и полезных животных стали заменять продажей их на убой.
Казнь проходила открыто, прилюдно, на городской площади, под звон колоколов. Обреченное животное одевали в человеческую одежду.
В 1268 году в Париже приговорили к сожжению свинью за то, что она съела ребенка. В 1386 году другой свинье за такое же преступление присудили отрубить ноги и голову, а потом повесить.
В 1313 году во Франции разъяренный бык, убежавший из стойла, встретив человека, проткнул его рогами. Суд приговорил быка к повешению. Приговор был исполнен на том месте, где бык совершил «преступление».
В 1474 году в Базеле был приговорен к сожжению петух, который якобы снес яйцо и этим подозревался в отношениях с дьяволом. В 1567 году один мул был приговорен к сожжению вместе со своим хозяином за святотатство. Мулу сначала отрубили все четыре ноги, а потом с хозяином вбросили в костер.
От уголовных процессов, которые обычно возбуждались против домашних животных, отличались другие — скорее общественные. Они были направлены против нечистых животных — мышей, крыс, кротов, разных насекомых, пиявок, змей. В Канаде проходили процессы даже против аистов, в Германии — против воробьев, на берегу Женевского озера — против угрей.
Животные выступали в процессе как настоящие ответчики. Обвинителем или истцом был владелец земли или воды, которому был нанесен ущерб. Все иски к животным велись с той же волокитой, которой отличалось вообще судопроизводство того времени, и длились иногда годами. Процессы обычно заканчивались ссылкой. Животным-ответчикам присуждался определенный, иногда длительный срок, чтобы они успели собраться в дорогу. Так, в 1522—1530 годах в Отенском епископстве очень много расплодилось мышей. Жители обратились с жалобой в суд. Неизвестно, чем закончилось это дело, но «адвокат мышей» получил широкую известность.
В 1690 году гусеницы опустошили околицы Пондюшато в Оверни. Сначала жители обратились к клермонскому епископу, который назначил молитву. Озлобленный народ тогда вынужден был обратиться в светский суд, который решил, что животные должны оставить плодородные поля и поселиться на выделенном для них участке земли.
Насколько иски с животными случались часто и представляли серьезный интерес, видно из того, что юристы считали нужным писать пособия по таким процессам, подробно истолковывали в них процессуальные нормы.
Следы процессов против животных можно проследить вплоть до конца ХIХ века.
Чем объясняется это странное явление, имеющее не только юридическое, но и культурно-историческое значение? Оно еще и до сих пор не выяснено, и факты, относительно его, стоят в истории культуры особняком.
Такое отношение к животным характерно для первобытного права, которое пришло в Европу от древних народов. Наказание животных было широко распространенным у персов. Древние греки также были склонны к правовой персонификации животных. В афинском уголовном праве «все, что могло говорить» подчинялось суду в случае причинения вреда.
Ученый-слалист Фридрих Краус рассказал о козле, приговоренном в России во второй половине XVII века к ссылке в Сибирь.
Сейчас все это может показаться смешным анекдотом. Но и в наше время в большинстве стран отношения человека к животным регулируется юридическими нормами. По этим нормам животное не может нести ответственность за свои действия. За агрессивное поведение животного отвечает его владелец. В то же время закон защищает животных от покушений всяких изуверов и невеж.