Рауль ЧИЛАЧАВА, заместитель председателя Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции:
— Имеют ли караимы Украины статус коренного народа?
— В Конституции Украины зафиксирован термин «коренной народ», однако, к сожалению, у нас нет юридического понятия и толкования этого термина. И это вносит большую путаницу в отношения государства с национальными меньшинствами. С 1996 года Госкомнацмиграции Украины вместе с учеными пытается определить этот термин — и пока что ни к чему не пришли. И вот наконец 29 ноября в этом году у нас состоится «круглый стол» с привлечением ведущих специалистов, народных депутатов, общественных и политических деятелей, где мы ожидаем, что будет разработано окончательное определение этого понятия в соответствии с международным законодательством. Обычно, у нас под «коренным народом» понимают те этнические сообщества, которые давно здесь живут. Но это совсем другое. И из-за отсутствия определенности в этом вопросе так до сих пор никто в Украине и не имеет статуса «коренного».
— Сколько сегодня в Украине караимов?
— Согласно нашей статистике — около 800 человек. В основном они живут в Крыму.
— Как проходит процесс возвращения имущества, которое до революции принадлежало караимской общине?
— В Украине действует постановление Кабинета Министров и соответствующий Указ Президента Украины по возвращению культовых сооружений религиозным общинам. Этот процесс проходит, правда, не так активно и не так быстро, как этого ожидают общины. Во времена советской власти в этих сооружениях были размещены различные светские учреждения, даже склады. По этой причине решить эту проблему довольно сложно. Что же касается караимского имущества, то в основном речь идет об их храмах. Чтобы возвратить храмы, для этого надо, чтобы действовала община, которая может содержать эти здания. Например, в Киеве такой общины нет — и никто на кенассу на Ярославовом валу, где сейчас находится Дом актера, не претендует. Таким образом, это здание — общенациональная собственность и используется государством. Крымские караимы очень активно добиваются возвращения им их национальной святыни — Чуфут-Кале. Но там проблема в другом. Чуфут-Кале — это большой музейный комплекс и также — общенациональная собственность. Есть сомнение, что общественными силами содержать ее не будет возможности. И поэтому здесь речь идет о том, чтобы у караимов была полная возможность пользоваться своей святыней, но чтобы сохранением и уходом за ней занималось государство.
— Как государство сегодня решает проблемы караимов?
— 13 сентября 2002 года вице-премьер-министром Украины В. Семиноженко были утверждены «Меры по государственной поддержке сохранения культурного наследия крымских караимов и крымчаков на период до 2005 года». Документ предусматривает 24 пункта. В том числе организовать при крымском отделении Института востоковедения имени А. И. Крымского НАНУ работу постоянно действующей комиссии по изучению памятников истории и культуры крымских караимов и крымчаков (население этого народа сегодня составляет 600 человек) с привлечением представителей общественных организаций. Содействие по созданию в Таврическом национальном университете имени В. И. Вернадского научного центра по вопросам исследования языка, истории и культуры этих народов. Создание рабочих групп при участии специалистов для подготовки учебников по караимскому и крымчацкому языкам. Речь идет здесь и о проведении археологических исследований, и о создании надлежащих условий для деятельности учебно-воспитательных заведений, и об издании словарей, и о необходимости предусмотреть квоты для целевой подготовки специалистов молодежи из числа крымских караимов и крымчаков по специальности «язык и литература». За ближайшие три года согласно этому документу надо также рассмотреть вопрос об открытии в Чуфут-Кале музейной экспозиции и караимской этнографической усадьбы. Также в документе речь идет о содействии возвращению вывезенных из Автономной Республики Крым караимских и крымчацких культурных и музейных ценностей.
Финансирование программы будет осуществляться из нескольких источников. В том числе из бюджета АР Крым, кроме того Госкомнацмиграции Украины вместе с заинтересованными структурами будет работать над привлечением средств различных фондов и международных организаций. Итак на уровне государственных программ караимы без внимания не останутся. Понятно, что этого недостаточно, но с чего-то нужно начинать. Давайте сейчас развернем эту работу и уже, имея определенные наработки, будем вносить коррективы.
СПРАВКА «Дня»
КАРАИМЫ. На историю караимов, как и на этимологию этого слова, у исследователей нет единого взгляда. По мнению одних, это название происходит от древнееврейского, других — тюркского языков. На территории, входившей в свое время в состав Российской империи, караимы расселились в основном в Крыму, откуда примерно с XIII века, после татарского завоевания, началось их распространение в Крыму, а также миграция на запад — в Галицию, Литву и др. В наше время большинство караимов живет в Крыму. В Украине есть общины в Мелитополе, Харькове, Одессе, Евпатории и других городах. Считанные семьи остались в Галичине. Вне Украины караимы живут в России (Москва, Петербург), Литве, Польше и во Франции.
Караимский язык относится к наиболее чистым тюркским языкам, чему способствовали ранний перевод на него Ветхого Завета (не позже XI века) и богослужение на родном языке.
Караизм — монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями. Восходит к первым векам нашей эры. Важную роль в становлении вероучения и объединении верующих в прошлом сыграл Анан бен Давид из Багдада, по имени которого его последователей называли ананитами. Издавна учение попало в Крым. В VII веке распространилось среди хазар. В основе учения лежит Ветхий Завет в изначальной чистоте с главными принципами — любви к Богу и ближнему. Главный принцип учения: самостоятельное изучение священного Писания, не полагаясь на мнение других. Не признается талмудическое толкование.
Появление караимов в Литве в конце XIV века связано с именем великого князя литовского Витаутаса, который переселил часть крымских караимов вместе с пленными татарами в Тракай. 24 июня 1388 г. права караимов были закреплены в княжеской грамоте. В 1441 г. грамотой великого князя литовского Казимира им было предоставлено магдебургское право. Грамота 1507 предоставила им право уплаты равных с другими мещанами налогов и право свободы передвижения. В Российской империи караимы имели полные гражданские права. По сей день сохранилась и действует караимская кенасса в Тракае, где богослужение ведется на тракайском диалекте караимского языка.