Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без идеализации

16 ноября, 2002 - 00:00

К сожалению, Западная Украина (ни Галичина, ни Закарпатье) не родили еще своего Шолохова или Бальзака, чтобы написал роман-эпопею и осветил во всех аспектах перипетии жизни, взлеты и разочарования, трагедию украинцев, а особенно интеллигенции, в течение 40 лет после Первой мировой войны. О! Это было бы великое творение.

Как изобразить столкновение интересов больших стран- айсбергов, секрет их противостояния, холодный расчет режиссеров этой драмы и рядовых граждан, которые фактически не понимают замысла режиссеров, но действие подхватывает их, одних возносит, других топит, а кто-то, спасая себя и своих близких, хватается за разлетающиеся льдинки.

В последнее время в газете «День» опубликован ряд интересных статей о борьбе за независимость ОУН-УПА. Нам очень не хватает лояльной, спокойной книги на эту тему, где на фоне других мировых национально-освободительных движений были бы проанализированы достижения и ошибки ОУН-УПА.

После борьбы за независимость 1918— 1920 годов украинское национальное движение было разгромлено. Многие эмигранты осели в Праге. Ясно, что все они были разочарованы как беззубостью, фактически изменой украинских социал-демократов, так и неэффективностью других украинских правительств. Велись бесконечные дискуссии. Молодые национально сознательные украинцы искали выход. А примеры были перед глазами. Диктаторские режимы Италии, Советской России, а потом Германии демонстрировали уверенность и видимый успех. Искушение было большим. Многие склонялись к тому, что если украинское движение хочет достичь успеха, то должно создать партию (организацию) с железной дисциплиной и армией. А далее возник вопрос о методах и союзниках. А учитывая то, что в украинском движении не было кадров, которые заканчивали политехнические академии, академии генеральных штабов, стратегической разведки и т.д., обойти ловушки, подводные рифы, да и просто ошибки им часто не удавалось. Но они болели за Украину.

Почти все национально-освободительные движения искали союзников. Им не хватало государственных управленцев, военных кадров, финансов и т.д. В свою очередь, большие государства пытались их использовать в своих интересах.

В тридцатые годы, с точки зрения благожелательной, демократической Праги, Украина была ужасным зрелищем. После поражения ЗУНР Польша устроила там пацификацию («умиротворение»). Было репрессировано и погибло много людей, и на некоторое время как будто все замерло. На Восточной Украине после относительного затишья конца двадцатых из ничего вдруг поднимается шум, опять репрессии, истребляется практически вся творческая интеллигенция, искусственный голод косит миллионы людей. За что? Почему? С палачами украинского народа много горячих молодых голов готовы были бороться любыми путями, и казалось, нет неоправданных средств для борьбы с такими изуверами. Но силы были слишком неравны: СССР стоял как скала, поэтому возник вопрос о союзниках.

На Закарпатье украинцы- русичи не были подвержены радикальным настроениям в такой степени, как выходцы из Галичины. Чехословакия была очень демократической страной, и никаких ущемлений по национальному признаку украинцы-русины не чувствовали. В каждом селе была школа с родным языком обучения. Восьмилетнее образование было обязательным. Но в конце 1936 года — в начале 1937 политическая жизнь стала дестабилизироваться. Появились какие-то движения, одни стали кричать, что хотят в Венгрию, другие — давай свободу словакам, коммунисты — да здравствует Советский Союз и т.д. И никто не понимал, что происходит. Только по прошествии времени для рядового гражданина стало понятно, что это была увертюра к большой войне. А когда господа дерутся, у мужиков лбы трещат.

Фашистская Германия расчищала себе путь к захвату, а ее сателлиты готовились и себе урвать кусок. А потом все завертелось. Немцы забрали Судеты, а потом всю Чехию. Венгрия забрала пол-Закарпатья, Словакия объявила о независимости, Волошин провозгласил Закарпатскую Украину, Венгрия захватила все Закарпатье, Советский Союз захотел Галичину и т.д. И везде гибли люди, молодые люди, которые шли (или вынуждены были идти) за своими главарями. Сохранить голову на плечах, особенно интеллигенции, было очень трудно.

Галичане встретили Красную Армию как освободительницу, а получили репрессии и такие жертвы, которые не могли присниться в страшном сне. И на защиту своего народа стала ОУН-УПА. Сложный путь прошла эта организация и ее армия. Это история, многотомная история. Но когда УПА осталась сам на сам с советской военной машиной КГБ, шансов у нее не было. Разве могли простые крестьянские ребята противостоять «специалистам» КГБ — шпионам, провокаторам, диверсантам, психологам и т.д. Однако УПА воевала. И ни один московский ставленник не мог чувствовать себя спокойно. И если среди бойцов УПА только половина воевала за свободную Украину сознательно — они герои и в нашем государстве должны быть чтимы.

Вторая мировая война, борьба с фашистской Германией отодвинули на второй план, завуалировали преступления московских руководителей и их пособников. Тотальная пропаганда сделала свое дело.

Не нужно и идеализировать ОУН-УПА. Ее руководство было далеко не безупречным. Немцы хотели использовать УПА для своих целей, а руководству УПА нужны были союзники. Кто кого? Была война. Были герои, а были и изменники, и садисты. Все было. Особенно, когда отряды УПА потеряли связь и управление.

Хорошо было бы, если бы помирились ветераны Советской Армии и Украинской повстанческой армии. Так, как мы чтим просто советского солдата — борца с фашизмом, так мы должны уважать простых, но настоящих героев УПА. Потому что они в безнадежной ситуации оставались верными присяге, боролись за независимую Украину и не щадили ни своей крови, ни своей жизни.

Прошло время. И скоро все участники большой трагедии предстанут перед Богом. И пусть бы они простили, пока еще есть время, грехи друг другу, если такие были. Потому что совершались они часто не по собственной воле, а по приказу. А солдаты приказы не обсуждают. А для научной точности, для осознания деяний руководителей всех сторон и высоких рангов, можно было посчитать и сопоставить, сколько жертв, сколько людей уничтожили КПРС-НКВД, а сколько ОУН-УПА.

Независимая Украина состоялась. Советский Союз развалился под весом внутренних противоречий. И хотя Украина унаследовала границу УССР, вынуждены признать, что дух, идею украинской государственности, независимости нам как эстафету сберегла и передала и ОУН-УПА, как преемник идей УНР. Организация большевиками формальных национальных республик была для них только тактическим ходом в борьбе с национальными движениями.

Говоря об общественном прогрессе, социал-демократы считали, что в основе его лежит борьба противоположностей между общественными классами. Есть другое мнение — что в основе развития находится борьба между государствами (нациями). Возможно, есть еще другие гипотезы? (Если бы что-то на эту тему сказал Мирослав Попович!)

И в конце хочется сказать: «Какое счастье, что у нас есть свое государство!». Никто из наших детей не воюет в Чечне. Никто на нас не смотрит, как на людей второго сорта. Все в наших руках. Давайте уважать друг друга. Давайте беречь свое государство. Оно наше.

Надежда ПОДОЛЯ, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ