Мнение о неустойчивости правительства Кинаха в последнее время активно вертится в украинском политикуме. Теперь процесс из плоскости слухов перешел в реальную политику. Постоянный представитель Президента Украины в парламенте Александр Задорожный в пятницу сообщил о том, что Президенту представлены четыре кандидатуры от большинства. Отвечая на вопрос о том, когда будет предложена единая кандидатура главы правительства, А.Задорожный подчеркнул, что это зависит от Президента. По его словам, Л.Кучму могут удовлетворить предложенные кандидатуры, но он также может попросить большинство представить единую кандидатуру на пост премьер-министра.
Вполне логично, что в этой ситуации уже называются предложенные Президенту кандидатов на премьерское кресло. По данным неназванного Интерфаксом источника, это нынешний премьер Анатолий Кинах, первый вице-премьер Олег Дубина, глава Донецкой обладминистрации Виктор Янукович и глава Госналоговой администрации Николай Азаров. Источник ничего не сказал о Сергее Тигипко. (Эти же персоны фигурировали и при предыдущих «обострениях» правительственной устойчивости).
Как видим, соискателей ответственности (а речь идет об ответственности собственной, а не кого-то другого) в нашей стране не так уж и много — как для большинства по-украински. Стабильность (срок жизни правительства в Украине год-полтора, тогда как депутатский мандат выдается на четыре года) считается, пожалуй, намного большей ценностью. Впрочем, вчера ответственность за недостаточную поддержку правительства частично взял на себя Украинский союз промышленников и предпринимателей, выходцами из которого, по словам участников заседания являются и премьер-министр и Президент страны. Правление собралось в Киеве с тем, чтобы оказать всемерную поддержку премьеру, а по совместительству и президенту промышленников и предприним ателей и призвать почетного президента УСПП (Президента Леонида Кучму) «не допустить перера стания отдельных социально-экономических конфликтов в масштабное политическое противостояние...». Правленцы отмеч али, что по своему персональному составу правительство и без предлагаемых пертурбаций является коалиционным и каялись в том, что не сумели добиться желаемых партии пр омышленников и предпринимателей результатов на выборах. Зато радовались тому, что создали (совместно с «трудовиками») большую фракцию парламентского большинства.
В целом нынешний «кастинг» кандидатов в премьеры имеет свои давние причины и «длинные» последствия. Во- первых, наличие нескольких кандидатур от большинства означает его неустойчивость. Которая в свою очередь является следствием стратегической ошибки власти на парламентских выборах. Помнится, изначально предполагалось создать сильное большинство на основе двух мощных блоков (а не реальных партий) — «НУ» и «За единую Украину!» О том, что вышло с формированием списка, желаемым результатом и «парламентской судьбой» «Единой Украины» сейчас вспоминать как-то не принято. Все кому надо попали в парламент и начали решать свои проблемы. Обидевшаяся на поведение власти на выборах «Наша Украина» резко повысила свои претензии в «диалоге» о своей монополии на власть.
В чем сейчас смысл смены правительства? Как бы ни относиться к Кинаху, особых экономических причин для его отставки нет, менять правительство сейчас — серьезный риск. Однако, учитывая близкие президентские выборы, понятно желание ведущих политико-финансовых группирововк усилить свое влияние на правительство. Поскольку Кабмин, несмотря на все разговоры, по-прежнему остается инструментом не политической ответственности партии или блока, а средством сохранения контроля над прибыльными секторами национального рынка. И, главное, — хороший площадкой если не на выборах-2004, то, по крайней мере, на ведущие роли в процессе «большого передела», каковым могут стать президентские выборы в Украине. И обязательно станут — если власть не учтет опыта мартовских выборов в парламент.
В общем риски нынешней ситуации налицо: либо большинство согласует одну кандидатуру внутри себя, а потом с Президентом, либо паралич парламента затянется надолго, а процесс передачи власти в 2004 году будет решаться не в Киеве. По крайней мере в выборе «меню» для избирателей, голос украинской элиты будет слаб.