Орезультатах реконструкции центральной части города столько спорили специалисты на страницах различных изданий, что невольно захотелось побывать в подземной части новостроек. По поводу реконструкции высказывались разные точки зрения: одним нравится, другим не нравится — это дело вкуса, а после завершения строительства пользы от подобных дискуссий, на мой взгляд, не так уж и много.
Совсем другое дело — полюбоваться подземными дворцами: как они живут, чем богаты, что и почем предлагают. Своими впечатлениями хотелось бы поделиться с читателями. Сразу необходимо отметить, что сказанное относится не к какому-то конкретному подземному торговому центру, а есть интегральный образ увиденного.
Главное, что бросается в глаза, — это то, что в торговых центрах, расположенных в самом центре столицы нашего государства, не удалось обнаружить украинских товаров. Прекрасно зная возможности нашего машиностроительного комплекса (наши предприятия производят прекрасные товары, которые ни по внешнему виду, ни по качеству не уступают импортным, а цена их иногда в два и более раза ниже аналогичных импортных), я никак не мог понять, почему они отсутствуют на прилавках вновь построенных подземных дворцов. Конечно, кое-какие отечественные товары встречаются, но они в таком подавляющем меньшинстве, что отыскать их очень непросто. Казалось бы, в чем проблема: если знаешь, какой товар мог бы составить конкуренцию, знаешь, где его взять, есть закон о едином налоге для физических лиц — бери в аренду торговые площади и торгуй своим отечественным товаром на благо себе, отечественному производителю и державе. Но на деле оказалось не все так просто.
Поскольку наши отечественные предприятия в результате неустанной заботы нашего правительства о нашем отечественном производителе доведены до такого состояния, что одни еле дышат, а другие, в буквальном смысле слова, считают каждую копейку, первый вопрос, который задают руководители предприятий: сколько это стоит и что предприятие с этого будет иметь? Поэтому свой проект под условным названием «Made in Ukraine» я начал с выяснения вопроса «Сколько это стоит?». Оказалось, что стоимость аренды торговой площади в наших подземных дворцах — это такая государственная тайна, что узнать её намного сложнее, чем перечень продукции секретного военного завода в советское время. Посетителя встречают зашторенные витрины с загадочной надписью «аренда» и номером телефона. Бесполезно выяснять у торгующих — они абсолютно ничего не знают. Охране тоже не положено этого знать, поэтому максимум, что можно узнать, это где находится администрация. Направляясь в сторону администрации, я встретил представительного молодого человека, который на мой вопрос «Где администрация?», — ответил: «Я администрация!», но как только он узнал, какой вопрос меня интересует, то сразу же ответил, что ничего не знает и надо звонить в администрацию по телефону. В выяснении этого вопроса мне катастрофически не везло — я все время попадал на представителей администрации, которые не знали ни стоимости квадратного метра (даже ориентировочной, даже диапазона цен), ни минимальной площади, которую можно арендовать, некоторые пытались звонить выяснять, но оказывалось, что тех, кто знает, не бывало на месте. Для меня так и осталось загадкой, почему представители администрации не могут сказать, сколько стоит квадратный метр торговой площади, а телефон может? Возможно, у меня просто специальность не та, а для представителей другой профессии все абсолютно понятно.
Несмотря на плотную завесу секретности, мне все же удалось узнать и стоимость арендной платы, и ещё много чего интересного. И тут сразу же оказалось, что мой проект «Made in Ukraine» обречен. Даже при условии максимальной выручки, предусмотренной для единого налога, при разумном уровне торговой надбавки, эта добавка окажется в полтора раза меньше величины арендной платы предлагаемых торговых площадей.
Как удается торгующим в этих центрах покупать товар, платить арендную плату, нести другие расходы, связанные с торговой деятельностью, пусть остается их коммерческой тайной.
А тем гражданам, кому не безразлична судьба отечественного производителя, судьба своей страны, остается только сожалеть, что построенные подземные дворцы превращены в поле чудес.