Уже почти неделю сообщения из Индонезии открывают ленты мировых информагентств, выпуски новостей западных и азиатских телеканалов. По последним данным, жертвами взрыва двух бомб возле ночного клуба на курорте Кута Бич острова Бали — знаменитой туристической Мекки — стал 181 человек. Министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко выразил соболезнование своему индонезийскому коллеге Хасану Вираджуда и главам австралийского и британского внешнеполитических ведомств Александру Доуэру и Джеку Стро, поскольку среди погибших больше всего австралийцев и британцев. Ответственность за теракт возлагают на «Аль-Каиду», однако доказательств этой версии пока недостаточно, чтобы признать ее окончательной. Тем временем, поток туристов в Индонезию за последнюю неделю сократился почти на 60%. Но Джакарта заявляет, что не позволит террористам разрушить свою гордость — индустрию туризма. Примечательно, что после теракта заявила о самороспуске индонезийская экстремистская исламская организация «Лашкар Джихад». О других последствиях трагедии на Бали — в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Индонезии в Украине господина Реми. Р. Сиахаана.
— Какие меры сейчас принимаются в Индонезии, чтобы гарантировать безопасность туристов?
— Ежегодно Индонезию посещают около пяти с половиной миллионов туристов. Из них более миллиона едут на Бали. Индустрия туризма обеспечивает рабочие места двенадцати миллионам граждан нашей страны. Туризм является одним из главных источников поступления иностранной валюты, только остров Бали «зарабатывает» для Индонезии около пяти с половиной миллиардов долларов ежегодно. Поэтому вы можете представить себе, какой удар нанес теракт на Бали нашему туристическому сектору, не говоря уже о том, что среди жертв взрыва много индонезийцев, работавших на этом курорте. После 11 сентября это самый крупный теракт. Ранее в Индонезии были случаи взрывов бомб, например, взрывали припаркованные автомобили, но в результате этих терактов погибли всего один-два человека, в основном же были повреждены автомобили и здания. Жертвами последнего теракта стали почти 200 человек.
Те, кто взорвал бомбу на Бали, нанесли удар не только по индонезийской индустрии туризма. Брошен вызов туристическому сектору всего мира, авиакомпаниям. Люди будут бояться путешествовать. Остров Бали был известен как самый мирный уголок Земли. Если это случилось на Бали, может случиться и на любом курорте.
Сразу после теракта были приняты исключительные меры безопасности во всех общественных учреждениях страны. Также правительство попросило людей быть бдительными и сообщать обо всем, что кажется подозрительным. Особое внимание уделяется сотрудничеству между правоохранительными органами с целью предотвратить возможные новые угрозы. Создана специальная группа во главе с начальником полиции, меры безопасности усилены, и, как свидетельствуют немецкие туроператоры, теперь ситуация на Бали под контролем правоохранителей. Много туристов после теракта не стали собирать чемоданы, потому что они не хотят позволить террористам запугать себя.
— Индонезия — страна с самым многочисленным в мире мусульманским населением. Не боитесь ли вы, что сотрудничество с США, на которое правительство будет вынуждено пойти в случае, если будет доказана причастность «Аль-Каиды» к теракту на Бали, приведет к расколу нации?
— Индонезия — многокультурное государство. В нашей стране живут представители многих этнических групп, многих религий. Над многими важными шагами правительству Индонезии приходилось долго думать, чтобы решение удовлетворило всех. Однако после взрыва на Бали мы сказали «хватит». Мы должны называть вещи своими именами. До сих пор мы боялись это делать, например, избегали употреблять слово «терроризм». Однако теперь мы открыто говорим, что угроза терроризма является реальной для Индонезии и для других стран также. Вот почему нам необходимо международное сотрудничество. Мы не просим иностранной военной помощи. В Индонезии сейчас работают следователи из США, Австралии, Великобритании — детективы из Скотленд-ярда, ФБР и т.д. Мы заинтересованы в их присутствии и работе, мы создаем для них все условия. Опытные сотрудники и руководители правоохранительных органов Индонезии участвуют в расследовании, но из-за того, что нам не хватает информации, нам нужна внешняя помощь. Ведь у перечисленных мной выше инстанций есть необходимая для расследования информация. Сейчас мы особенно тщательно охраняем наши нефтяные поля и нефтехранилища, а также другие важные предприятия, в частности те, в которых задействован иностранный — американский, британский — капитал, и учреждения.
— Какие индонезийские группировки сегодня оказались под пристальным вниманием правоохранителей и иностранных следователей?
— Пока мы не называем ни одной такой группировки. Но у нас есть позиция: любая группа, стоящая за этим терактом, понесет наказание.
— Что такое индонезийское звено «Аль-Каиды»?
— Нам сообщили, что такая группа существует, но нам нужны веские доказательства. Когда они у нас будут, мы сообщим детали.
— Сколько украинских туристов в среднем ежегодно отдыхает в Индонезии?
— Их количество не очень велико, но постепенно возрастает. Два года назад Индонезию посетили менее 500 украинских туристов, в прошлом году — около 700, а за девять месяцев этого года — немногим более 600. Реклама туристических возможностей Индонезии в Украине — одна из важнейших задач нашего посольства. Известно, что украинцы предпочитают не очень отдаленные курорты, но багатые едут в Индонезию. Отдыхая в нашей стране, они тратят по крайней мере $10 тысяч каждый.
— Получили ли вы на днях какие-нибудь предложения помощи от Украины?
— Наше посольство получает письма со словами сочувствия от простых граждан и украинских бизнесменов.