Во время широкого празднования 50-летнего юбилея президента России Владимира Путина в средствах массовой информации наших северных соседей были опубликованы весьма интересные сведения: российские ювелиры готовят ему настоящий «царский» подарок. Это — не что иное, как копия «шапки Мономаха». Оригинал драгоценной царской инсигнии хранится в Московском Кремле. Оставим морально-этический аспект этого «подарка», и обратимся за экспертной оценкой к одному из ведущих украинских историков-исследователей эпохи Киевской Руси, доктору исторических наук Владимиру Рычке.
С вступлением на московский престол Ивана III (1462—1505) окружение великого князя, осознав вселенское призвание России, начинает манифестировать свои претензии на роль центра христианского православного мира. Эти претензии обосновывались падением Константинополя в 1453 г. и браком Ивана III с Софией (Зоей) Палеолог. Руками и интеллектом итальянских мастеров Москва из провинциального города превращается в роскошную монаршую столицу — царственный град.
Московские книжники-историографы создали целый цикл политических легенд об истоках русского царствования, которые якобы теряются в ранней истории Киевской Руси. На роль основателя московского «царского колена» ими был избран киевский князь Владимир Мономах (1053—1125). Внук Ярослава Мудрого и сын племянницы византийского императора Константина IХ Мономаха он, таким образом, был идеальным персонажем для мифопоэтического творчества московских книжников. В созданном ими «Сказании о Мономаховом венце», Владимир Всеволодович предстает как грозный воитель цареградских владений. Напугав своей силой Царьград он получил из рук византийских императоров знаки царского достоинства — «венец», т.е. корону.
О судьбе «даров Мономаха» подробнее повествуется в популярном памятнике русского летописания XVII ст., которая имеет такое название: «Летописец вкратце в русской земли, от котораго колена российские и словенские люди, почему именуются Россия и Словяне. И о создании великаго Новаграда. И откуда величашеся род словенских князей». По свидетельству этого источника, Владимир Мономах перед смертью вроде бы завещал царские инсигнии власти своему шестому сыну, князю Георгию (Юрию) Владимировичу. Князья, хранители венца — Георгий Владимирович (Долгорукий), Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниил Александрович, Иван Калита и последующие московские князья образуют особое «царское колено». Именно этими князьями, по представлениям московских книжников-летописцев и творилась история царственной Москвы и ее государственность.
Нельзя не отметить, что эта «обычная схема» истории России, некритически усвоенная российскими исследователями и по сей день определяет основное направление исторической и политической мысли в современной России.
Что же представляет собой знаменитая корона московских царей — так называемая «шапка Мономаха»? Она была изготовлена, как доказывают специалисты, в 30-х годах XIV в. для татарского хана Узбека. В конце следующего, XV века ей добавили Крест и освятили легендой о византийском происхождении, то есть связь с византийским императором Константином IХ Мономахом. Как отмечает профессор Эдвард Кинан, в своей только что изданной в Украине книге «Российские исторические мифы», мысль о том, чтобы татарской короне выписать новый паспорт — подтасованную легенду о Мономахе, была «подсказана греко-итальянскими консультантами, прибывшими в 1472 году из Италии в свите Софии, второй жены Ивана».
Впрочем, не будем потешаться над чужими национально-историческими мифами. У нас достаточно и собственных. Почему бы и украинцам не поискать, например, корону Данила Галицкого? Или некому примерять?