В концепциях, объясняющих сущность современного украинского общества, наиболее часто употребляется термин «трансформация». Украина рассматривается как трансформирующееся или транзитивное общество. А трансформация — как процесс преобразования политического, экономического, социокультурного пространства, процесс перехода плановой экономики в рыночную, авторитарного общества в демократическое, процесс формирования плюралистического по идеологии, нормам и ценностям социума. Сущность трансформации объясняется процессами модернизации. Последняя рассматривается как международная социализации страны, т.е. приведение экономических, политических и социокультурных показателей к западным образцам или, точнее, — к стандартам современных развитых, цивилизованных государств. В этом ключе Украина характеризуется как «догоняющее» общество.
Но многих в этой теоретической схеме смущает то обстоятельство, что по уровню экономического развития наша страна настолько сильно отстает от современных развитых государств, что догнать их представляется утопией. Называются цифры, характеризующие экономические показатели страны на уровне ниже сотого места в мире. У наиболее впечатлительных натур это вызывает отчаяние, чувство неполноценности и неизлечимый пессимизм. Очевидно, необходим иной теоретический подход, который давал бы шанс для оптимизма и придавал импульс к конструктивным изменениям и вере в будущее.
Поэтому предлагается рассматривать трансформацию как процесс приспособления отставшей страны к развитию совместно с западными странами, т.е. процесс формирования механизмов совместного развития на сателлитной основе.
Слово «сателлит» используется в политологии для обозначения формально независимого государства, фактически подчиненного крупной развитой стране. Но первоначальный смысл слова предполагает значение «зависимый попутчик», и здесь слово «сателлит» используется именно в этом смысле. Сателлитное общество — это такое, которое: а) формально независимо; б) фактически зависит от развитой страны (или стран) экономически, политически, социокультурно; в) является зависимым попутчиком в историческом процессе; г) страна-домен «подхватывает» свой сателлит в историческом развитии. В результате, хотя сателлитное общество зависимое, оно постоянно находится в одном социальном времени с обществом-доменом. Домен как бы несет на своих плечах сателлит в процессе социального и исторического развития. Здесь страна-сателлит не догоняет, а «прицепляется» к динамично развивающемуся, более развитому обществу. Но для такого «прицепления» нужны механизмы сцепки, стыковочные узлы. Они и вырабатываются в процессе трансформации. С их помощью наша страна идет в новую эпоху, находясь в той же точке исторического времени, что и развитые страны.
Основным механизмом приспособления является институциональная трансформация. Новые институты преобразуются таким образом, что обеспечивают способность общества развиваться совместно с западными странами. Социо- и технополисы — идея Евгения Марчука, о которой часто пишет газета «День», — также могут быть теми инструментами, с помощью которых украинское общество прочнее и надежнее «прикрепится» к развитым странам в их движении вперед.
В таком контексте статистические выкладки, приводящие нас в ужас от отсталости страны, дают искаженную картину. Да, по темпам развития пока что наша страна отстает. Но реальность такова, что мы пользуемся техническими и культурными достижениями развитых стран, мы находимся в зоне их влияния. При этом крайне важна способность воспринять новые достижения, сделать их объектом своих потребностей, желаний. Иначе никакие достижения не смогут заинтересовать человека.
Сателлитное общество обладает рядом необычных свойств. Одно из них — это явление без сущности. Взять, к примеру, демократию, гражданское общество. Эти слова наполняются сущностью по мере возможности их наполнения, по мере того, как общество в состоянии соответствовать смыслу этих слов. Слова появляются потому, что они сопровождают развитое общество, но сущность нужно заслужить, дорасти до нее. До потребности в компьютере, удобной жизни мы доросли. А до потребности в гражданском обществе — нет. Здесь дело не в отсутствии опыта и навыков, а опять-таки в потребностях. Есть ли потребность в демократии? Демократия — это норматив, заданный обществом- доменом. Но сателлитное общество решает любые проблемы авторитарно, оно не знает других способов. Поэтому и проблема демократии решается привычным и понятным способом — авторитаризмом.
Вопрос — к кому «прицепляться»: к России или Западному миру? Но Россия сама во многом тоже «прицепляющееся» общество. Поэтому — лучше к Западу.
«Прицепление» необходимо для того, чтобы быть современным государством. Современность проявляется, прежде всего, в образе жизни, который хорошо описывает социальную составляющую действительности. Способ жизнедеятельности значительного числа граждан государства-сателлита близок к образцам западного мира, во многом похож на него.
Образ «прицепившегося сателлита» позволяет понять, почему отсталая Украина движется примерно с той же скоростью по историческому пути, что и развитые страны. Мы пользуемся плодами развитых технологий, компьютерной техникой и соответствующими программами. Украинцы ездят на тех же машинах, смотрят телевизоры тех же марок, часть украинцев позволяет себе питание, идентичное западному. В чем, собственно, отличие? Разве что в доле того населения, которое ведет полноценный образ жизни, сравнимый с западным. В каждом из нижеследующих слоев что-то опускается, например, качество здравоохранения. Но и здесь довольно часто используется для лечения современное западное оборудование и препараты.
Эффект общества-сателлита порождает парадоксы и, казалось бы, необъяснимые явления. Например, многие иностранцы, приезжая в нашу страну, очень удивляются несоответствию того, что они ожидали увидеть, тому, что они видят в Украине. Они, имея официальную статистическую информацию, ожидали увидеть нищую страну, печальных, плохо одетых граждан, полуразвалившиеся города и т.д. Но ничего подобного — Украина удивляет их современным обликом, развитыми, образованными гражданами с образом жизни и характером потребностей во многом соответствующим западным представлениям. Будучи небогатым государством, Украина благодаря заимствованию образцов западного образа жизни выглядит как вполне современная страна.
Исходя из разговоров о кризисе Запада и западных ценностей, может возникнуть мысль, что Запад движется в пропасть, а вместе с ним провалятся в пропасть и те, кто «прицепился» к нему. Но, во-первых, это еще вопрос, к пропасти ли движется западный локомотив, а во-вторых, «прицепиться» — не значит слиться, не значит намертво скрепиться. Можно, при желании, и «отцепиться».
Кризис, который испытывает наша страна, побуждает лучше осознать необходимость связать себя с более совершенным обществом и побуждает искать способы такой связки. Реально осознать свое действительное место в мире, не кичиться ложной значимостью — это задача трансформации национальной ментальности, решив которую, можно избавиться от многих проблем, связанных с излишним самомнением, завышенной самооценкой и неоправданными претензиями. Знать свое место и соответствовать ему — вот суть указанной задачи.
Необходимость трансформации состоит не в том, чтобы стать богатыми, а в том, чтобы выжить, сохранить народ, нацию, государство и не потерять личностного достоинства в условиях бедности, постоянных техногенных катастроф и экологической депрессии.
Общество нуждается в позитивных ценностях и целях, даже если оно находится в состоянии кризиса. Особенно в этом нуждается молодежь, у которой вся жизнь впереди, в каком бы состоянии общество ни находилось. Нельзя жить с мыслью, что мы никогда не догоним развитые страны, что мы — безнадежно отсталая страна, которая находится где-то на сто десятом месте по уровню своего развития. На мой взгляд, теория трансформации и сателлитного общества может служить позитивной концепцией социальной динамики в условиях кризиса.