«Делить всякое затруднение на столько частей, сколько их может быть и сколько требуется для его разрешения...» Вольно или невольно — неведомо, но одним из «Рассуждений о методах» Рене Декарта наш Кабинет Министров вооружился. Как только от главы бюджетного комитета Верховной Рады Петра Порошенко стало известно, что проект бюджета на следующий год парламентарии не станут возвращать правительству на доработку. Бюджетный кодекс, как известно, позволяет народным депутатам менять конфигурацию главной государственной сметы большинством голосов в пределах общих параметров ее расходной и доходной части. Документ, которым будет жить страна весь 2003-й, таким образом, оказался в руках парламентариев.
Пока лишь можно констатировать, что дискуссия вокруг расходования доходов государства в следующем году предстоит тяжелая. И самое время обратить внимание на принципиальные направления первоначального варианта дележа денег налогоплательщиков, дабы адекватно воспринимать мотивацию замечаний по части расходования доходов страны теми или иными парламентскими силами. Последние же, логично, в сложившейся ситуации попытаются выжать из бюджета максимум.
Точнее — уже пытаются. На развитие угольной отрасли в существующем проекте бюджета- 03 выделено 2 млрд. 235 млн. 954 тыс. 900 гривен. «Если правительство не изменит своего подхода к формированию бюджета угольной промышленности, в октябре угольщики проведут трехдневную акцию протеста в форме неотгрузки угля на электростанции». Так радикально, по сообщению агентства Интерфакс-Украина, отреагировал на приведенную сумму в преддверии отопительного сезона президиум Профсоюза работников угольной промышленности под председательством народного депутата Виктора Турманова. По его словам, акция будет носить не политический, а исключительно экономический характер. И профильный парламентский комитет (напомним, возглавляемый другим представителем шахтерского края Андреем Клюевым) будет настаивать на выделении в 2003-м 5,2 млрд. грн., предусмотренных программой «Уголь Украины» (на текущий момент бюджет под нее дает 2,097 миллиарда гривен). При этом В. Турманов выразил понимание, что 5,2 млрд. — цифра нереальная, и готовность «искать золотую середину».
Эту «золотую середину», к слову, у нас в стране ищут уже не первый год. Но до сих пор никто не удосужился представить более-менее точные подсчеты рентабельности перманентно взрывающихся предприятий. Аргумент — «угольные шахты дотируют в Германии, Польше и т. д.» — возможно, и имеет определенный смысл. Но как-то слабо этот смысл укладывается в жизнь рядовых горняков. И потому не менее симптоматичным представляется недовольство В. Турманова тем, что 107 млн. грн. выделены государством на создание рабочих мест для уволенных с закрывающихся шахт непосредственно властям шахтерских городов, а не компании «Укруглереструктуризация». А также его категорическое несогласие с идеей приватизации шахт и так называемой сухой консервацией 63 нерентабельных угольных предприятий. Или с соответственным уменьшением объема государственных дотаций в отрасль?
В эпицентре публичного раунда бюджетных торгов оказываются социальные, медицинские и образовательные параграфы «финансовой Конституции». Петр Порошенко, например, уже поспешил обратить внимание на то, что минимальная зарплата в следующем году не изменится (составляет 165 гривен «грязными»). Правительство в проекте бюджета-03 оказалось готовым рассмотреть проблему во втором полугодии 2003-го, и делает реальные шаги в сторону принятия фиксированной тринадцатипроцентной ставки налога на прибыль граждан. Парламентский комитет по вопросам образования счел расходы, предложенные Кабмином (в целом Министерство образования и науки рассчитывает на 3,791 млрд. грн.), недостаточными и, при поддержке Порошенко, указал на необходимость обеспечения нормального учебного процесса за счет сужения фондов заработной платы силовых ведомств. Аналогичное недоумение, скорее всего, поступит и от Минздрава, которому выделили в общей сложности около 1,65 млрд. грн.
Забота парламентариев о рядовых гражданах в процессе принятия бюджета, возможно, и тронула бы, не напоминай она очередной, далекий от жизни, ритуал.
Сродни тому, который мы уже наблюдали в аналогичных обстоятельствах прошлой осенью. По большому счету — лучшим способом решения трудностей медицины и образования, нежели нарекания об избыточном финансировании силовиков с последующей констатацией эпидемий туберкулеза, холеры и прочей заразы, мог бы оказаться сосредоточенный анализ депутатами разного рода правительственных программ и предлагаемых в них приоритетов финансирования. Но об этом (несмотря на то, что в проекте бюджета-03 они составляют львиную долю расходов) в стенах Верховной Рады вспоминают очень редко. Оно и понятно, это не уголь, речь идет об определенных интересах.
Попробуем пояснить последнюю мысль конкретными цифрами, взятыми из бюджета-03. Скажем, на Академию государственной налоговой службы в следующем году хотят выделить 39,8 миллионов бюджетных гривен (для справки — на весь Национальный университет имени Тараса Шевченко, включая фундаментальные исследования и проведение международных симпозиумов, — 125,9 млн. грн., 32,7 млн. — на поддержку всех национальных театров). Адаптация и интеграция в украинское общество депортированных крымских татар, а также лиц других национальностей обойдется общему фонду бюджета-03 в 43 млн. гривен, в то время как на государственную программу «Онкология» будет потрачено менее 30 млн. грн. Пустая графа предусмотрена с целью обеспечения реализации Стратегии преодоления бедности. В 13 млн. 534 тыс. грн. обойдутся государству комплексные мероприятия по развитию детской кардиохирургической службы, тогда как 837 млн. 414,4 тыс. только из общего фонда бюджета хотят выделить МВД на профилактику преступности (злоумышленникам и простым милиционерам будет интересно: в 2002-м с этой целью потратили боле 835 миллионов гривен). Обеспечение жильем военнослужащих и их семей в комплексе запланировано на уровне 40,5 млн. грн., на двадцать миллионов больше — предлагается направить на создание мощной информационной базы центральных органов исполнительной и законодательной власти (кстати, более 17 млн. грн. из этой суммы — органам налоговой). Подобные сопоставления, следуя тексту бюджета-03, можно проводить до бесконечности. Искать объяснение тем или иным суммам — занятие бессмысленное. Лучше — поменять статьи отдельных расходов местами. Хочется верить, что осенью парламентарии найдут в себе силы не забыть о данных этой весной своим избирателям обещаниях. Конечно, в процессе распределения денег налогоплательщиков будут побеждать сильнейшие. Эта тенденция прослеживается и в существующей редакции документа. Но ведь депутаты у нас, по идее, народные, а не «налоговые», «минфиновские», «МВДешные», «угольные»... или иного региона, а всеяукраинские...