Тени незабытых предков
Несмотря на обилие китайских товаров и китайских закусочных, эта страна для многих украинских граждан все еще «терра инкогнита». И хотя тесный «челночно-шмоточный» опыт общения с КНР в начале 90-х отчасти развеял ореол загадочности — в остальном Китай по-прежнему остается страной мифов. От Великой стены и тибетских монахов до теперь уже архаичной, но почему-то функциональной идеологии.
На днях в Национальном музее Т.Г. Шевченко состоялось открытие выставки, на которой представлены предметы декоративно-прикладного искусства Китая — еще один миф Поднебесной. Истоки его берут свое начало шесть тысяч лет назад, когда тут появилась первая расписанная керамика. И в будущем «мандарины», как прозвали в средневековой Европе китайцев, удивляли своими изобретениями Запад. Бумага, порох, шелк... Впрочем, не только полезными, но и красивыми. Например, знаменитые китайские аппликации и фигурки из слоновой кости, удивительно, кстати, похожие на украшения сибирских хантов, делают уже несколько тысяч лет. До средины первого тысячелетия до н.э. благодаря любви к искусству поголовье слонов в Китае было полностью уничтожено, и их приходилось завозить из стран «Южных морей». На выставке таких изделий немало: от небольших фигурок до широкомасштабных работ. Эти, естественно, созданы в более поздние времена, но уникальность культуры китайцев как раз в том, что она сохраняет удивительную аутентичность стиля. Все произведения и сейчас исполняются с той же тщательностью и теми же подручными материалами, что и сотни лет назад. К примеру, новогодние поздравительные картины (те же открытки), которые возникли первыми, повлияли на все искусство Китая. И художники с удовольствием возвращаются к этой теме в своих полотнах уже не один век. Гигантские веера и зонтики, фарфоровые вазы и разнообразные лампы. Ювелирно выполненные композиции из ракушек и дерева с такими деталями, как листья ветки толщиной в паутину, бронзовая ритуальная утварь... В общем, полный набор для истинного гурмана, знающего толк в поговорке «Восток — дело тонкое».
Присутствующий на открытии И. Драч вспоминал, что и сам еще во времена «Великого Мао» бывал в КНР и пережил незабываемые эмоции от посещения Великой стены. Писатель подчеркнул, что у нас появляются китайские кафедры, изучается язык, более углубленно преподается история азиатского государства. Это неплохая школа и для самой Украины: нам есть чему поучиться у жителей Китая. А если кто-нибудь уже выучил китайский, то вполне может познавать восточные истины прямо на выставке. Но и остальных (не знакомых с иероглифами) хитросплетение линий так же не оставит равнодушным. Письменность тут не просто средство коммуникации, но целая философия. Серию картин-иероглифов в экспозиции венчают маски пекинской оперы. За их лукавыми ликами по-прежнему прячет свои тайны Китай, сообщает Юрий ЗЕЛИНСКИЙ, «День».
Львов рассматривает Туринскую плащаницу
В последние дни тысячи львовян переживают духовный подъем: во Львов прибыла Туринская плащаница. Точнее, ее копия, но, как утверждают специалисты, самая совершенная из семи, сделанных на это время. Она имеет такие же размеры, как и настоящая: 4 м 36 см на 1 м 40 см. Но главное — копия абсолютно точно воспроизводит оригинал этой одной из самых великих христианских реликвий. На одной ее половине —лик мужчины с сложенными впереди руками и ровно вытянутыми ногами, на другой — то же тело со спины. Просматриваются черты лица — борода, волосы, губы... Следы крови, большая кровавая клякса от раны в левой стороне... Кстати, ни одна высокотехнологическая научная экспертиза и до сих пор не смогла четко ответить на вопрос: каким образом на полотнище, в которое после казни был завернут Иисус, так точно воспроизведены эти следы от ран, которые были нанесены Ему от момента, когда Его заставили нести на себе крест на Голгофу к моменту распятия. Ученые считают, что изображение на погребальном покрывале возникло только в момент воскресения Иисуса Христа — только под воздействием энергии воскресения. В конечном счете, об истории Туринской плащаницы можно узнать в соборе святого Юра, где ее копия будет находиться на протяжении нескольких месяцев. Копия Туринской плащаницы прибыла во Львов из Минска, где она хранится в костеле святых Симона и Елены, а в Белоруссию ее доставили с Италии 3 мая 2002 года.
Каким образом и почему эта наиболее современная копия попала именно в Минск? Дело в том, что 23 года тому назад впервые в СССР именно в Белоруссии академик, доктор технических наук Михаил Тявловский заинтересовался изучением феномена Туринской плащаницы, впоследствии он возглавил и первый в СНГ Центр синдологии в Белоруссии (от греческого «синдон» — плащаница). Так что изготовление копии, передача ее Минску — знак признания заслуг белорусских синдологов в исследовании святыни.
Полгода копии Туринской плащаницы можно будет поклоняться в архикафедральном соборе святого Юра и римско-католической катедре Успения Богородицы. Потом святыню смогут увидеть в Киеве и Донецке. Пока что неизвестно, в каком из столичных храмов она будет выставляться — переговоры относительно этого продолжаются. Но это необязательно должен быть греко-католический или римско-католический храм. Возможно, реликвия найдет место в храме святого Владимира или в Софии Киевской, сообщает Юрий КРИЛЬ, «День».