Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

К Европе — «фасадом»

Как сделать Украину привлекательной для зарубежных туристов
11 сентября, 2002 - 00:00

Похоже, стратегическим планам Государственной туристической администрации Украины превратить отечественную туристическую отрасль в мощный сектор экономики (об этом «Дню» не так давно рассказывал гость газеты, глава Администрации Валерий Цыбух) суждено реализоваться. Во всяком случае, начало этому уже положено — позавчера в стенах «Украинского дома» состоялась презентация всеукраинской миссии «Україна відома», целью деятельности которой (как уже можно догадаться из названия) является привлечение внимания к стране как перспективной в туристическом плане, попытаться заинтересовать как можно большее количество иностранных инвесторов и расширить возможности отечественных туроператоров по работе с туристами из Западной Европы.

Программа деятельности миссии создана на основе комплексного исследования качества восприятия Украины зарубежной общественностью, которое проводилось в 19 странах. Выводы эти отнюдь не утешительны: наше отечество остается «неизвестной страной» даже для тех политиков, журналистов, экспертов, которые специализируются на восточноевропейской тематике; восприятие Украины в основном базируется на негативных стереотипах, сформированных в результате скандальных событий в стране; Украина входит в число наиболее пассивных постсоветских стран и государств Восточной Европы с точки зрения международного информирования о своих реалиях, стремлениях и перспективах. И туристическая сфера, по мнению В. Цыбуха, как нельзя лучше подходит на роль «развенчателя» мифов, уже не говоря о возможности значительных поступлений в государственную «копилку»: достаточно отметить, что около 40 стран мира наполняют оную преимущественно за счет туризма.

Первым заданием миссии является формирование интереса к Украине. С этой целью из 8 европейских стран были приглашены более 30-ти журналистов, специализирующихся на туристической тематике, которые отправятся оценивать красоты Крымского побережья. В своем напутственном слове гостям президент Миссии Леонид Кравчук выразил надежду, что нынешние украинские проблемы не помешают увидеть перемены, произошедшие в Украине за десять лет. «Однако мы ни в коем случае не имели намерения пригласить вас для того, чтобы потом вы написали о нас только хорошее», — дипломатично отметил он, призывая оценить возможности страны не однобоко, а объективно. Член Наблюдательного Совета Миссии, глава ГНАУ Николай Азаров, напротив, пожелал гостям увидеть побольше позитива: «Об украинских проблемах мы будем говорить с украинцами». Он также сожалел, что в этот приезд иностранные журналисты смогут посетить только Крым и не увидят другой перспективный регион — Карпаты. Самого Николая Яновича, впервые в жизни отдохнувшего там, карпатские горы, по его словам, несказанно поразили.

В общем, процесс реформирования отечественной туристической отрасли вступает в новую фазу. Необходимость изменений можно подтвердить всего лишь парой цифр: несмотря на то, что страна использует свой туристический потенциал только на треть, смежные с туризмом услуги, по словам В. Цыбуха, сегодня дают 10% ВВП, сам туризм — 1,5%, а это 21 млрд. грн. в год. Еще один убедительный нюанс — Турция ежегодно выделяет 65 млн. условных единиц на одну лишь рекламу, Великобритания и того больше — 80 млн. фунтов стерлингов: по подсчетам британских специалистов, каждый потраченный «рекламный» фунт оборачивается 20-ю фунтами прибыли.

Серьезность намерений отечественных «миссионеров» очевидна даже при анализе структуры управления организации, в состав которой, помимо вышеназванных, вошли: вице-премьер Владимир Семиноженко, президент НАН Борис Патон, экс-вице-премьеры Виталий Масол и Олег Слепичев, экс-министр по внешнеэкономическим связям Валерий Кравченко, член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Владимир Грановский и т. д. Помимо этого, в Верховной Раде работает межфракционное объединение из 150-ти депутатов, призванных отстоять интересы отрасли на законодательном уровне.

Однако при всей грандиозности размаха, к сожалению, не менее грандиозен и круг предстоящих к разрешению проблем. Ведь наличие достопримечательностей — еще не гарантия возникновения к ним массового интереса: они, помимо наличия массированной рекламы, нуждаются еще и в качественной «упаковке». С последним на данный момент — явный пробел: Украине необходимо реконструировать около 95% имеющейся отельной базы, упростить визовые формальности, построить около 20—25 тысяч придорожных отелей, привести в надлежащее состояние сами дороги, в первую очередь международного значения (напомним, что из девяти транспортных коридоров Европы через территорию нашей страны проходят четыре). Одна только последняя из необходимостей «потянет», если верить дорожным организациям, на 6,3 млрд. грн. ежегодно.

Наталья МЕЛЬНИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ