Туманный сентябрьский полдень. На причале днепровской набережной — зевающие журналисты, рыбаки и мирно спящие обитатели пристани. Кого и откуда встречают, первые, безусловно, знали — полтора месяца назад по Днепру через Черное море отправилась на Кубань научно-исследовательская экспедиция (о чем «День» рассказывал). А вот воображение случайных прохожих внешний вид того, на чем преодолели этот путь двадцать экспериментаторов, поразил — весельное судно, явно сошедшее со страниц учебника истории, повествующем о жизни казачества.
Напомним. В составе команды, помимо работников различных институтов (археологи, историки), вошли представители правоохранительных органов, военные в отставке, студенты, программист и шеф-повар столичного ресторана. В общем, все те, кто не побоялся пуститься в довольно небезопасное путешествие, и кого в процессе жесткого конкурсного отбора капитан команды Сергей Воронов («экспедитор» со стажем, идущий в подобный «рейд» четвертый раз) посчитал достойным для «комплектации» коллектива. О целях: проходило мероприятие в рамках Года Украины в России, и, в первую очередь, «миссионеры» везли на Кубань поздравление нашего Президента по случаю 210-й годовщины создания кубанского казачества на базе черноморско-запорожского войска. Научная же цель состояла в попытке смоделировать и проверить в действии плавсредство, коим пользовались наши предки в далеком 17-м столетии. Выбор именно на торговое судно (с его чертежами помогли польские и санкт- петербургские ученые, а построили черниговские мастера) пал по двум причинам: во-первых, было интересно сконструировать то, что до сего дня не моделировалось даже в виде малой копии, во-вторых, потому что казацкая «чайка» — судно все-таки военное, а на Кубань казаки ходили, по словам С. Воронова (на фото), исключительно с миром, так сказать, в бизнес-целях.
Что касается самого перехода, легким его не назовешь: из 34-х дней пути дождя не было всего 4 дня, в 9 из 14 дней морем путешественники получали штормовые предупреждения, до пункта прибытия, Таманского полуострова, было проделано 2 тысячи километров. Стихия была до такой степени неблагосклонна, что часть обратного пути экипажу и судну пришлось проделать посуху — на воду оные были сброшены уже в Днепре. Однако встреча с кубанцами была на редкость радушной — несмотря на то, что местным жителям не до веселья (Кубань в данный момент переживает стихийное бедствие), организованные российским правительством в честь «именинников» торжества удались на славу. Как нельзя кстати пригодились услуги квалифицированного повара: в четырех посещенных украинской командой областных центрах по старинным рецептам готовили исконно казацкие блюда: хмельного барашка и мудрый борщ (с учетом того, что в ХVI-XVII веке о картофеле и помидорах наши предки не слыхали, блюдо, думается, было весьма необычным). В свою очередь, кубанцы потчевали гостей местным таманским вином: говорят, незабываемо.
На будущее, в планах украинской экспедиции пройти часть знаменитого Шелкового Пути (по Азовскому морю, Дону, Волге и Каспию) или Янтарным путем — по Дунаю и Черному морю. Рискованно, но явно заманчиво: даже новички выразили желание идти и второй, и третий раз — слишком уж отличается подобное времяпрепровождение от привычного каждому «диванно- подушечного» образа жизни. Правда, один из членов команды, инженер- программист Саша, отметил: в дороге немного недоставало... компьютера.