Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина — НАТО: восточноевропейский рецепт

4 сентября, 2002 - 00:00

Вторая волна расширения Североатлантического Альянса делает для Украины все более актуальной проблему развития сотрудничества со странами Центральной Европы. Политическое решение руководства Украины о готовности стать членом НАТО нуждается в серьезной подготовке и активной наступательной политике. Конечно, многолетний опыт сотрудничества Киева и Брюсселя должен сыграть свою позитивную роль, однако вступление в организацию, которая постепенно становится средоточием мира и стабильности на обоих берегах Атлантики, требует серьезной подготовки. Активизация отношений с центральноевропейскими соседями Украины имеет прагматические основания. Во-первых, таким образом процедура вступления в Альянс для Украины будет лишена ошибок, сделанных в свое время натовскими неофитами. Во- вторых, будет уменьшена вероятность возникновения нового «железного занавеса» на западных границах Украины.

Очевидным является и тот факт, что наше государство не должно существенно менять стратегию в отношениях с участниками первой и второй волн расширения НАТО. Сам факт, что Альянс состоит из равноправных государств, а все решения принимаются исключительно на основании консенсуса, требует от Киева прозрачной и активной центральноевропейской политики. Будучи одним из центров влияния на постсоветском пространстве, Киев имеет неплохие шансы конвертировать его в рост собственного авторитета на европейской арене в целом.

Анализируя сегодняшнее состояние отношений Украины со странами Центральной Европы, необходимо отметить несколько ключевых моментов. После распада Организации Варшавского Договора и краха мировой социалистической системы страны Центральной Европы взяли курс на интеграцию в евроатлантические институты. Были проведены довольно эффективные экономические и политические реформы, существенно поднялся уровень жизни. Стремясь избавиться от последствий многолетней зависимости от СССР, центральноевропейские страны максимально сузили круг экономических и политических контактов с постсоветскими государствами. Но процессы глобализации и формирования общеевропейского пространства заставили Варшаву, Прагу и Будапешт существенно пересмотреть свою восточноевропейскую политику.

Не будет преувеличением утверждение, что именно Украина является для центральноевропейских государств основным партнером среди государств СНГ. Четкая ориентация на интеграцию в Европу, похожие внутренние проблемы, возможность использовать Украину в качестве проводника своих интересов на постсоветском пространстве делают партнерство между нашими государствами открытым и перспективным. Киев, в свою очередь, стремится не только перенимать опыт своих центральноевропейских партнеров, но и всячески поддерживать их внешнеполитические инициативы.

Ввиду того, что ныне Республика Польша, Чешская Республика и Венгерская Республика являются членами НАТО, как показали события в период и после окончания военной акции Альянса в Югославии, стоит ожидать, что их политика не просто будет ориентирована на Брюссель и Вашингтон, но и во многом будет продиктована оттуда. Таким образом, ряд вопросов, которые раньше решались на двусторонней основе, в частности, в сфере военной политики и политики безопасности, переносятся теперь в значительной степени из плоскости двусторонних межгосударственных отношения в плоскость Украина-НАТО. Это проявилось, в частности, в сфере военно-технического сотрудничества. У стран Центральной Европы в арсеналах достаточно много оружия и военной техники советского производства, а в Украине — разветвленная сеть ремонтных заводов. Казалось бы, сотрудничество в деле модернизации существующей военной техники вытекает само собой. Однако политическая целесообразность для центральноевропейских государств становится важнее экономической выгоды, поэтому количество соответствующих контрактов с украинскими предприятиями ОПК можно перечислить по пальцам. Стремление как можно быстрее присоединиться к Европейскому Союзу также выдвигает перед Украиной требования более активного диалога не только с центральноевропейскими государствами, но и Европейским Союзом для избежания возможных проблем в двусторонних отношениях в контексте интеграционных процессов.

К сожалению, вынуждены констатировать: между властными элитами Украины и стран Центральной Европы существуют непреодолимые на сегодняшний день разногласия. Если в Украине к власти пришли представители элиты, которая в значительной степени сформировалась еще во времена существования СССР, то в странах Центральной Европы к власти пришли молодые политики. Эта новая волна позволяет государствам по-другому, более радикально оценивать реалии европейской политики. В государствах центральной Европы хорошо осознают опасность оказаться между «молотом» России и «наковальней» Соединенных Штатов и прилагают максимум усилий для ускорения интеграции в евроструктуры. Украине же ничего подобное до последнего времени «не угрожало».

Если говорить об уровне военно-политического сотрудничества, то традиционно высок он в отношениях Украины и Польши. Два соседних государства представляют собой пример исторического примирения после довольно напряженных отношений в течение веков. Наши государства выступают единым фронтом в деле формирования новой архитектуры европейской безопасности. Уникальным в своем роде подразделением является украинско-польский батальон, который в составе сил KFOR с июля 2000 года несет службу на границе Косова и Македонии. Украинские и польские военные обеспечивают соблюдение договоренностей между правительствами Югославии и Македонии и албанскими боевиками. Украинско- польское сотрудничество является настолько эффективным, что руководство военных ведомств обсуждает перспективы увеличения батальона до состава бригады. Вполне возможно, что это подразделение войдет в состав европейских сил быстрого реагирования. Опыт сотрудничества с подразделениями страны-участницы НАТО является очень полезным для украинских военных.

Необходимо отметить еще один момент. Польша является членом «Веймарского треугольника» (вместе с Германией и Францией), который претендует на статус стратегической вехи в деле обеспечения безопасности в Старом Свете. Сотрудничество с Киевом позволяет продлить эту линию и на постсоветское пространство, поэтому если предпринять соответствующие усилия, то наше государство могло бы активнее влиять на международные отношения в Восточной Европе. Кроме того, куратором Укрполбата является Великобритания, что свидетельствует о большом интересе Альянса к новой форме военно-политического сотрудничества.

Несколько другой характер носит военное сотрудничество Украины и Венгрии. Кроме общих мероприятий в сфере противовоздушной обороны и военного образования, наши государства создали при участии Словакии и Румынии инженерно-саперный батальон «Тиса». Главной задачей этого международного подразделения является борьба с наводнениями и другими стихийными бедствиями в Закарпатье. В мае 2002 года были проведены первые командно-штабные учения батальона; к сожалению, состояние экологии в Карпатском еврорегионе не позволяет рассчитывать на сотрудничество исключительно в виде учений. Скорее всего, уже осенью этого года подразделения батальона могут принять боевое крещение.

В сфере военно-технического сотрудничества с Чехией преимущество отдается совместным действиям в поисках клиентов для модернизации вооружений советского производства. Как Украина, так и Чешская Республика имеют в своем распоряжении большое количество военных заводов. Проблема поиска заказов и межгосударственной кооперации остается главной в двусторонних отношениях. Руководство Чехии всячески поддерживает стремление Украины интегрироваться в европейские структуры.

У сотрудничества Украины с государствами Центральной Европы большие перспективы не только в военно-политическом плане. Однако именно этот аспект может позволить создать центр стабильности в пограничье НАТО, не дать возможность создать искусственные преграды на пути нашего государства в европейские институты. Развивая это направление двустороннего сотрудничества, украинское руководство создает надежный фундамент для реализации собственных внешнеполитических планов.

Борис АНДРЕСЮК, народный депутат Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ