Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Бархатный сезон» по-прежнему плывет и не тонет

16 августа, 2002 - 00:00


Международный фестиваль телевизионных программ «Бархатный сезон» — единственный в своем роде по многим причинам. В том числе и потому, что всегда проходит на плывущем корабле. К «плавучей» жизни быстро привыкаешь: палубы находишь наощупь, тысячи милых закоулочков кажутся знакомыми с детства, а участники фестиваля — жителями большой, дружной и веселой коммуналки.

Из Ростова-на-Дону мы направились в Ялту. Город встретил нас бирюзовым морем, толпами на пристани и зрелищем, которое потрясло даже опытных фестивальщиков.

В РИТМЕ ДЖАЗА

Наверняка многие помнят эти милые оркестры из старых американских мюзиклов, музыканты которых могли выделывать что-то невероятное на своих инструментах, а их ноги и руки жили при этом отдельной, не менее веселой жизнью. Живьем лично я такое видела первый раз: на пристани нас встречал военный морской оркестр, который показал такое мастерство, что герои американских мюзиклов могут пойти к нашим музыкантам только в адъютанты. Толпа охрипла от криков «браво».


Но я уже говорила, что «Бархатный» отличается особой деловитостью и торжественная встреча не помешала тут же собрать пресс-конференцию с представителями ялтинской администрации и крымскими журналистами. Последние чрезвычайно интересовались взаимоотношениями с Севастополем (а именно он должен быть следующим пунктом пребывания фестивального круиза) и реакцией Москвы на такое братание. Журналистам сообщили, что Москва не только не против, но и чрезвычайно польщена таким маршрутом.

Ну, а «рабочие лошадки» фестиваля жили своей обычной трудовой жизнью: члены жюри отсматривали десятки программ (в фестивале заявлены около двухсот программ из восьми стран мира), журналисты писали интервью со звездами, а известный киновед Александр Рутковский проводил свои (уже знаменитые) «круглые столы», темы которых достойны того, чтобы их процитировать: «ТВ и стыд», «Глобализм и национальное лицо ТВ», «Агрессия и ТВ», «Телевидение как телепатия», «Любимое ТВ» и некоторые другие. В планах Рутковского — по материалам дискуссий на «Бархатном сезоне» издать книгу «Власть ТВ в современном виде». Не сомневаюсь, что это будет полезно и интересно многим, ведь в дискуссиях в разные годы участвовали звезды телевидения СНГ, известные телекритики, журналисты, общественные деятели.

На «Бархатном» есть давняя традиция: каждый вечер в «Скай-баре» или на верхней палубе — концерт. Культурная программа была, как всегда, насыщена — ностальгический вечер с Александром Тихановичем и Ядвигой Поплавской, концертная программа любимого певца Президента Владимира Засухина с участием джазового ансамбля «Брэнд Нью Бэнд», вечер актерских баек и импровизаций с участием Игоря Дмитриева, Андрея Анкудинова, Самаи Т, Евгения Паперного, Владимира Быстрякова, концерты Бисера Кирова, Филиппа Жмахера, Русланы Лыжичко и многих, многих других известных и любимых артистов.

ТАМОЖЕННЫЕ СПАНИЕЛИ У ТРАПА

В Севастополе случилась неожиданная и не очень понятная фестивальной команде история. Я часто думаю, что аксеновский роман «Остров Крым» — гениальное предвидение, но не столько по поводу Крыма, сколько по поводу Севастополя. Который год идут дискуссии по поводу флота, исторической принадлежности города и его славных традиций. Еще до фестиваля, как уже было сказано, Россия и, в частности, мэр Москвы Лужков обещали поддержку фестивалю в случае, если «Тарас Шевченко» хотя бы на день отдаст швартовые в Севастополе.

В Севастополе фестивальный корабль находился два дня. Но ни власти города, ни кто-либо другой не проявили никакого интереса к ситуации. Более того, местные журналисты на пресс-конференции задавали бесконечные вопросы: были ли контакты, были ли договоренности? Оргкомитет во главе с Валерией Иваненко и Владимиром Иваненко интеллигентно уходили от комментариев, однако и без того понятно: город обещаний не выполнил, фестиваль проигнорировал.

Зато расстаралась таможня. В 9 часов утра (перед отходом в Болгарию) пограничные службы попросили никого не покидать корабль. У трапа прогуливались сосредоточенный таможенник со спаниелем, натренированным на поиски наркотиков. Через какое-то время собачка появилась на борту. Народу было объявлено, что желательно никому не покидать каюты. Звезд телевидения просили открывать шкафы, чемоданы, ванные комнаты и туалеты в каютах. Как вы думаете, когда закончился досмотр? После 18.00. Интересно, если бы севастопольская таможня попробовала столько времени держать в каютах людей, которые купили билеты на коммерческий рейс? Думаю, услышали бы о своем высоком профессионализме и супербдительности много интересного.

«Севастополь — уже давно отдельное государство», — сказал кто-то за ужином многозначительно. Интересно, чье?

Встреча фестивального корабля болгарской таможней в Бургасе растрогала всех: предельно собранные улыбающиеся молодые таможенники со всеми формальностями покончили в течение часа. А дальше — гостеприимное болгарское море, солнце, удивительно приветливые люди. «Просто они лучше живут, поэтому не такие злые», — предположил кто-то из наших. Думается, что связь обратная: люди живут лучше тогда, когда делают это легко и с улыбкой.

300-тысячный Бургас по болгарским меркам — достаточно большой город. Болгарское гостеприимство хорошо всем известно, но эта встреча превзошла все ожидания. Встреча с руководством города, огромный прием в честь участников и гостей фестиваля, роскошный гала-концерт с участием Бисера Кирова — все было без ложного пафоса, но удивительно торжественно и трогательно. Еще один «фестивальный» порт — удивительный город Несебер. Видели ли вы когда-нибудь иллюстрации к детским сказкам Андерсена? Домики под черепичными крышами, синее небо, море, много солнца — и удивительно красивые люди? Считайте, что этот болгарский городок — ожившие картинки из этих замечательных книг.

Болгары проявили огромное дружелюбие и заинтересованность фестивалем. Наблюдая за реакцией их СМИ и простых людей, я думала: вот пример подлинной дружбы, делового сотрудничества без громких слов и настоящего профессионализма.

ПОБЕДИТЕЛИ

Всего в конкурсе участвовало 158 программ из девяти государств (Россия, Украина, Беларусь, Литва, Германия, Грузия, Казахстан, Болгария, Украина). Жюри можно было только посочувствовать: не так легко отсмотреть и проанализировать такое количество работ. Однако, ни нашим Давиду Черкасскому (бессменный председатель жюри), Татьяне Цимбал (телеведущая), ни российским Ирине Петровской (телекритик), Евгению Гинзбургу (кинорежиссер), Владимиру Токмакову (телепродюсер, Канада) в профессионализме не откажешь.

Итак, наконец можно назвать победителей VII Международного фестиваля телевизионных программ «Бархатный сезон». В номинации «Публицистика» жюри отдало пальму первенства программе «Автопортрет на фоне горы синей» (Россия, Ростов- на-Дону, ГТРК «Дон-ТР», лидеры номинации «Лучшая научно-популярная программа» — «Письма с Эвереста» Ханты-Мансийской телерадиокомпании «Юрга», в номинации «Лучшая развлекательная программа» названа программа «VRS камера» (Литва, студия VRS). В номинации «публицистика» дипломы присуждены программам «Импреза» (Украина, СТБ), «Отшельник» (Россия, Ахтубинск, телестудия «АТВ-Центр»), «Горячие точки» (Грузия, Тбилиси, ТРК «Иберия»), в номинации «Лучшая научно-популярная программа» — московской студии «АБ-ТВ» (за программу «Машина времени»), Бурятской ГТРК (за программу «Во глубине Сибири»), московскому телеканалу «Культура» (за программу «Храните рукописи, о други, для себя…» Много споров вызвала номинация «Лучшие развлекательные программы». Среди лидеров («Блеф-клуб» — Москва, телеканал «Культура», «Наши в эфире» — новороссийская ТРК «Телепорт- 33 канал», «Выходные с Алексеем Адамовым» — московское ООО «Телеинформ») — ни одного украинского телеканала. Лучшие программы для детей («Говорилки» Независимого саратовского телевидения, «Счастливый билет» Ульяновской ГТРК «Волга») — тоже, как видите, делаются не в Украине. Зато в номинации «лучшие спортивные программы» отличились наши телевизионщики — лучшей названа «Обратная сторона медали» украинского телеканала СТБ.

«Надежда телевидения» — особая номинация. Жюри лучшими среди дебютантов назвали «Самоучку» Дмитрия Малкова, программу «Своя на сердце музыка» Станислава Чумаченко (оба лауреата из Киевского национального университета культуры и искусств) и «Отдам в хорошие руки» Николая Воротинцева (Киевский государственный университет им. Карпенко- Карого). Впервые за семилетнюю историю фестиваля в этой номинации журналисты учредили свой приз. Как уже было сказано на закрытии, наше мнение разошлось с мнением жюри: журналисты отдали предпочтение фильму Веры Яковенко «Спящая красавица» (Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого») и программе из Грузии «Моя прекрасная леди».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Все хорошее имеет свое начало и конец. Закончился фестиваль, но у его организаторов грандиозные планы на будущее. Будем надеяться, что все они сбудутся. По крайней мере, у его руля — замечательная команда. И слова из фестивального гимна «Мы все-таки плывем, мы все-таки не тонем» оказались талисманом для этих ребят и многих участников фестиваля, которые стали его поклонниками на много лет.

Наталья ВЛАЩЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ