Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Память без гордости — сродни болезни?

Груз советской ментальности
3 августа, 2002 - 00:00

«День» уже неоднократно касался на своих страницах (см. № 128, с. 20, № 134, с. 5) так называемой «проблемы Переяславской годовщины», вызвавшей оживленную дискуссию среди общественности. Напомним, речь идет о том, отмечать ли на государственном уровне юбилей столь значимых для дальнейшей судьбы Украины событий в Переяславе, не является ли такое празднование вызовом национальному достоинству украинцев?

Если учесть, что далеко не однозначно воспринято частью общества и правительственное решение о праздновании 85-й годовщины со дня рождения В.В. Щербицкого, многолетнего партийного руководителя УССР брежневской эпохи, то вопрос, очевидно, можно и нужно ставить несколько шире: какие именно юбилеи нужны современной Украине? Как именно следует их организовывать? Какие из них действительно способствуют восстановлению здоровой национально-исторической памяти украинского народа — непременного условия нашего дальнейшего прогресса во всех сферах жизни? Обсуждать эти вопросы сейчас, без сомнения, необходимо; только, на наш взгляд, нужно помнить одно, но определяющее обстоятельство: национальная гордость — вот действительно крепкая основа памяти народа, без лицемерно-выборочного подхода и без какого-либо унижения себя или кого-либо.

В свете этого мы и публикуем в сегодняшнем номере два наиболее интересных и показательных, как нам кажется, письма читателей «Дня». Один из них, постоянный автор газеты Сергей Бовкун из Житомира, акцентирует внимание на одном важном аспекте: как может охарактеризовать и власть, и общество тот «перечень праздничных дат календаря», который нам сейчас предлагают? Более того — можно ли идти вперед с повернутой назад головой? Второе письмо, присланное Дмитрием Мартыновым из Киева, ставит вопрос по-другому: стоит ли так уж негативно относиться к знаковым событиям прошлого (в частности, и к Переяславскому соглашению), действительно ли существовали в то время какие-то альтернативы? Хотя в этом письме есть определенные элементы ностальгии по «светлому прошлому»...

Груз советской ментальности

Будучи Вашим постоянным читателем и автором, я принял приглашение к дискуссии по поводу празднования 350-летия Переяславской рады.

Полемика о целесообразности празднования заставляет внимательнее присмотреться к торжественным годовщинам, которые праздновались на государственном уровне в независимом Украинском государстве в последние годы.

Вспоминается празднование в 1999 году 60 летия присоединения Западной Украины идовольно противоречивое отношение к этим торжествам жителей, собственно, самой Галичины и Волыни. И в то же время 90-летие Степана Бандеры (в тот же 1999 год) на государственном уровне «не заметили».

Июнь прошлого года был отмечен двумя 60-летними юбилеями. Первый — 22 июня — годовщина начала советско-немецкой войны. Скорбная дата, которую государство, СМИ и общественность отметили достойно и торжественно. Через неделю — 30 июня — 60 лет со дня провозглашения Украинского государства во Львове. Я уверен, львовяне должным образом вспомнили это событие. А вот вспомнили ли о нем в Донецке, Харькове и даже в Киеве? В прошлом году исполнилось 80 лет с момента образования Украинской Автокефальной Православной Церкви. Вы что-то слышали о государственном праздновании юбилея? Я — нет, хотя за новостями слежу внимательно. Мне могут возразить, мол, государство у нас отделено от церкви. Абсолютно верно. Однако это не помешало государству принять активное участие в праздновании в прошлом году 950- летия Киево-Печерской Лавры, которая, несмотря на огромное исторически-культурное значение, сегодня является центром «Московской» церкви.

Вспомним даты этого года. В мае тихо и незаметно прошла печальная годовщина трагической страницы Украинской истории — 55-летия акции «Висла» (именно «День» чуть ли не единственный заметил эту дату). Зато в конце июня пышно праздновалось 70-летие Донецкой области — «не первой», но по-видимому, уже и «не второй» в Украине. Праздник посетил даже Президент. Но давайте задумаемся — в независимой Украине на государственном уровне (!) празднуется решение сталинского Верховного Совета об административном делении! Действительно, грандиозное событие, которое будет жить в веках! Отбросив иронию, примеры можно приводить и дальше, однако думаю, для того, чтобы наметить определенную тенденцию, достаточно. И тенденция эта такова — большинство годовщин, отмечавшихся на государственном уровне, имеют советские корни. В то же время много славных и трагических событий Украинской истории или «забывают» отметить, или это делается незаметно, на региональном уровне.

Создается впечатление, что наша властная элита никак не хочет оставить «бронепоезд, который стоит на запасном пути». Груз советской ментальности оказался довольно тяжелым. Трудно прощаться со «светлым прошлым», тем более, если будущее — в глубоком тумане.

Ситуация с празднованием Переяславской рады в который раз подтверждает тенденцию — советские идеологические мифы живы. Я по образованию историк, и закончил вуз уже во времена независимости, поэтому могу утверждать (думаю, коллеги со мной согласятся), что Переяславская рада 1654 года — обычное в те времена военно- политическое соглашение двух государств, которое уже через два года было нарушено (впервые!) Московией. И это повод для государственного празднования? Между прочим, уже через пять лет после Переяслава сын Богдана Хмельницкого — Юрий подписал похожее по духу соглашение, но уже с Польшей — Слободищенский трактат 1659 года. Почему же мы не отметили юбилей этого события три года назад? Переяславская рада, как, впрочем, и многие другие моменты в истории Украины, вызывает острые споры в обществе, полярные мнения. Поэтому общегосударственного празднования ее годовщины не получится.

Если это будет празднование — общество расколется на противников и сторонников, если же будут вспоминать об этом событии как трагическом (в чем я сомневаюсь) — ситуация будет такой же. Действительно, народных праздников, которые принимает большая часть народа, немного. Это День Независимости, Шевченковские дни, церковные праздники.

Остальные годовщины и даты (какими бы они выдающимися ни казались), думаю, должны отмечаться общественностью, без вмешательства государства. Потому что государственное празднование всегда граничит с принуждением, тем самым вызывая сопротивление и неприятие определенного количества граждан, что вряд ли является конструктивом. Прошлое должно быть источником единения, а не раздора.

С уважением Сергей БОВКУН, Житомир

«Не нужно мутить воду!..»

Уважаемая редакция!

Откликаясь на приглашение к полемике («День» от 19.07.2002), хочется высказать свое мнение. Противники Президентского Указа о юбилее Переяславской рады ссылаясь на якобы антиукраинский подтекст предполагаемой компании, готовы «за уши притянуть» любые факты и источники, лишь бы опорочить суть Переяславского соглашения. Одной из козырных карт в этом раскладе традиционно является ссылка на творчество гениального Т.Г.Шевченко. Да, наш Великий Тарас в 1845 г. в своем известном стихотворении «Стоїть у селі Суботові» сурово осудил Б.Хмельницкого и Переяславское соглашение, а из песни, как известно, слов не выбросишь. Вот и берут их на вооружение все кому не лень, а точнее, все кому лень задуматься и вникнуть в суть исторических событий тех давних лет, как безальтернативный приговор российско-украинским отношениям. Не принимая в расчет, что это лишь субъективный взгляд...

Ведь наш великий классик не был ни политиком, ни историком и, ссылаясь на его оценки мы не приближаемся, а уходим от суровых исторических реалий того времени, когда решался вопрос быть или не быть Украине. Разумеется, что даже в самом удачном соглашении, договоре или союзе всегда имеют место, как позитивные так и негативные стороны и моменты. Порой они проявляются довольно остро и болезненно. Чего только не случается даже в брачных союзах на уровне семьи! Общеизвестно, что на межгосударственном уровне также могут быть взаимные обиды и упреки зачастую приводящие к пересмотру или разрыву давно сложившихся союзов. Нельзя не заметить, что с распадом СССР российско-украинские отношения резко ухудшились, что привело к разрыву устоявшихся интеграционных связей, на которых базировалась украинская экономика. И повлекло за собой доселе невиданный кризис, последствия которого мы еще долго будем ощущать. Разумеется, можно легкомысленно, подобно В.Лизанчуку из Львова («День» от 19.07.2000 г.) заявить, что «московские империалисты коварными, жестокими методами превратили Украину в свою колонию», но при этом следовало бы отметить, что уровень жизни народа «колониальной» Украины был все же несколько выше чем в Российской метрополии. Разве это не свидетельство того, что в реальной жизни «...москаль добром і лихом з козаком ділився»? Ведь со времен Переяславской рады, когда начался новый отсчет российско-украинских отношений, и до сегодняшних дней, наши народы постоянно помогали, помогают и, надеюсь, будут и впредь помогать друг другу в лихую годину, не взирая на межправительственные конфликты и недоговоренности — по газу, нефти или сахару и салу. Не нужно мутить воду и стравливать народы, господа! У абсолютного большинства, украинцев и россиян своя мудрость, свое видение и понимание общенациональных проблем и бед свалившихся на наши головы с легкой руки близоруких политиков. На многие вещи можно и нужно смотреть проще. К примеру, кое-кому наше украинское русскоязычие кажется чуть ли не национальной катастрофой, в то время, как эта «катастрофа» — всего лишь проявление объективного процесса этногенеза, неизбежного между родственными и соседствующими нациями. И, если не предвзято, то свободное владение двумя языками все же лучше одноязычия, да и рассматривать его пожалуй следует как достижение, а не как пробел в общенациональной культуре. И если господин Лизанчук и иже с ним считают, что «История украинского народа под властью Москвы — это одна долгая цель порабощений, унижений, истязаний, физического уничтожения, этнопсихологического геноцида, беспрестанного преследования украинского языка, культуры, духовности», то, наверняка, его оппоненты смогут легко довести, что эти утверждения явно преувеличены. А что касается Тараса Шевченко, то в том же 1845 г. поэт писал в «Еретике» — «А я тихо Богу помолюся, щоб усі славяни стали Добрими братами».Конечно, юбилей Переяславской рады можно не отмечать и не праздновать, но рано или поздно придет время «собирать камни». Кому это нужно, господа?

Дмитрий МАРТЫНОВ, Киев

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ