Еврорегион «Виадрина», в который входят Франкфурт-на-Одере и польский город Слубице (бывшая историческая часть Франкфурта) считается одним из наиболее успешных примеров того, как региональные связи и пограничное сотрудничество помогают польской интеграции в Европейский Союз.
Цель создания этого еврорегиона (он, как и другие подобные структуры немецко-польского трансграничного сотрудничества, был создан 10 лет назад) — ежедневное сотрудничество, которое бы обеспечивало защиту окружающей среды, развитие рыночных отношений, развитие инфраструктуры с обеих сторон, сотрудничество как между властными органами различных уровней, так и различными общественными объединениями и клубами по интересам, что только будет содействовать сближению между двумя народами, созданию единого экономического пространства.
В пределах этого еврорегиона, в частности, с 1997 года функционирует специальная экономическая зона, там активно работает не только немецкий и польский, но и итальянский капитал. Огромный таможенный терминал, построенный здесь, обслуживает практически все потоки товаров между Германией и Украиной, Беларусью, Россией, которые перевозятся автотранспортом — именно поэтому дальнейшие перспективы еврорегиона считаются неплохими, учитывая то, что Польша вскоре станет членом Европейского Союза.
Очень тесно и активно сотрудничают между собой Европейский университет «Виадрина» во Франкфурте и университет «Коллегиум Полоникум» в Слубице. Более того — общежитие для студентов Европейского университета находится на польской территории. «Коллегиум Полоникум», кстати, был создан при огромной финансовой поддержке Европейского Союза.
В пределах деятельности еврорегиона уже реализовано много проектов по приближению польской пограничной инфраструктуры к уровню, существующему в странах Европейского Союза, причем, отмечал секретарь гмины Слубице Божена Хенец, без создания еврорегиона это было бы просто невозможно. В планах — создание общего природного парка посреди Одера, реконструкция вокзала во Франкфурте таким образом, чтобы он мог служить и для потребностей Слубице, поскольку это — ближайший к польскому городу железнодорожный вокзал.
Поражает процедура пешеходного перехода через немецко-польскую границу между Франкфуртом и Слубице: перед мостом через пограничный Одер в соседних окнах находятся посты немецкого и польского пограничного контроля. Он уже — фактически общий, процедура проверки занимает считанные минуты. Немцы и поляки, жители пограничной полосы в 50 км, вообще переходят границу только по удостоверениям личности. Наиболее активно, понесколько раз в день, пересекают границу студенты двух университетов, расположенных через реку Одер. Популярен переход и среди курильщиков — в Польше сигареты и алкоголь намного дешевле, чем в Германии.
Бравые доклады о безусловных позитивах и преимуществах именно такой формы сотрудничества, которая в ближайшем будущем могла бы служить уже для развития украинско-польских отношений, не снимают существующих проблем.
Как всегда, главной считается финансовая проблема. Совместные немецко-польские проекты имеют, однако, разное финансирование. Деятельность немецкой стороны финансируется Европейским Союзом по программам INTERREG. Польская активность — по программе PHARE, которая хоть и была создана вначале для адаптации Польши и Венгрии к требованиям и стандартам Европейского Союза, существенно отличается по объемам и возможностям от программ для стран-членов Евросоюза, которые не могут распространяться за пределы ЕС.
«Интересы немецкой и польской сторон часто отличаются. В частности, Польша хотела бы получить помощь в создании инфраструктуры и прочего, что уже существовало в Восточной Германии, и что немцам уже не интересно. К тому же, сама бывшая Восточная Германия сегодня еще далека от процветания. Кроме того, остались стереотипы прошлого, среди прочего — и в том, что немцы думают о поляках и как они к ним относятся», — говорили «Дню» в городском совете Франкфурта-на-Одере. Разные размеры двух городов по обе стороны границы обуславливают разницу в их возможностях. Но в целом еврорегион «Виадрина» считается в обеих странах очень удачным примером. Причем проекты, которые приносят пользу обеим сторонам, не финансируются ни немецким федеральным правительством, ни правительством Польши.
Тем очевиднее, что возможности перенесения этого опыта на украинско-польские отношения выглядят сегодня, мягко говоря, не слишком реальными. Во-первых, как говорили «Дню» в подразделении немецкого федерального ведомства полиции по охране границ, Европейский Союз пока что не одобрил идею распространить существующие правила пересечения немецко-польской границы для жителей еврорегионов в полосе до 50 км от границы на всю линию границы между двумя странами. Сейчас, сказали в ведомстве, эксперты продолжают работать над этим вопросом. Из этого можно сделать вывод, что тем более ЕС не пойдет на значительные льготы в правилах пересечения границ для жителей еврорегионов, в которые входят регионы Украины и Польши. В ведомстве немецкой полиции по охране границ честно признаются, что лучшим выходом для развития ситуации после вступления Польши в ЕС была бы разработка программы «малого пограничного сотрудничества», о чем ЕС начинает думать только сейчас, и какие условия там будут — неизвестно.
Во-вторых, даже при том, что финансирование проектов пограничного сотрудничества предусмотрено программой TACIS, по которой осуществляется помощь ЕС странам СНГ и Монголии, ни в коем случае нельзя сравнивать ее цели и возможности с программой PHARE, по которой финансировалась подготовка Польши к вступлению в ЕС. И возможно, именно поэтому украинско-польские еврорегионы, несмотря на постепенное развитие, все еще имеют скорее теоретическое значение, нежели практическое, и не имеют никаких масштабных проектов общеевропейского значения.
Наконец, у Польши в соседях была мощная Германия, что в весьма значительной степени способствовало позитивным результатам польского приближения к ЕС в целом, не принимая во внимание существующие проблемы, и это никто сегодня не отрицает. И вряд ли Украина и Польша будут скоро иметь режим пересечения границ, подобный сегодняшнему режиму между Польшей и Германией.
Перенесение модели польско- немецкой границы на границу польско-украинскую, о чем сегодня много говорят и на Западе, и в Украине, возможно, действительно могло бы смягчить весьма ощутимый удар как для украинцев, для которых мелкая торговля с поляками — чуть ли не единственное средство выживания, так и для польского малого бизнеса, который вряд ли сможет быстро приспособиться к требованиям ЕС. Но пока что не приходилось слышать ни о разработке соответствующей масштабной программы, включая финансовые источники, ни о расчетах возможных позитивных и негативных последствий. Впрочем, как свидетельствует практика, настойчивость может принести успех — если в этом деле объединятся усилия украинской и польской власти, дипломатии и общественности.