В середине следующего месяца в Москве продолжатся переговоры премьер-министров Украины и России Анатолия Кинаха и Михаила Касьянова о сотрудничестве в управлении украинской магистральной газотранспортной системой (ГТС). Однако до последнего момента стороны держат свои карты в секрете, ограничиваясь общими заявлениями, в сущности, не дающими представления о принципах построения международного газового консорциума для обеспечения бесперебойного транзита газа в европейские страны (решение о его создании было принято на встрече президентов России, Украины и ФРГ 10 июня 2002 года в Санкт-Петербурге).
Конечно, в четверг обратило на себя внимание заявление премьер- министра Анатолия Кинаха, который перед началом работы возглавляемой им межведомственной рабочей группы по разработке проектов предложений украинской стороны по созданию консорциума потребовал «жестко защищать интересы Украины». А накануне премьер сообщал о том, что Украина готова к переговорам по созданию международного газотранспортного консорциума, подготовила соответствующие «конкретные предложения» и ожидает предложений российской стороны. Еще ранее отрапортовала о своей готовности рабочая группа российского «Газпрома», сообщившая, что ее предложения еще в минувшую пятницу направлены в Минтопэнерго РФ.
В заявлении «Газпрома», естественно, несколько настораживают некоторые аспекты, в частности, предложение о «создании» давно уже созданной и действующей ГТС Украины и о «паритетных началах» создания консорциума, тогда как с самого начала речь шла о его трехсторонней основе (с участием Германии и, возможно, других государств). И не об этом ли говорил Кинах, когда призывал рабочую группу к «жесткой защите»?
Тем не менее «наша» оппозиция тут же поспешила использовать предпереговорный информационный вакуум в своих целях. Глава подкомитета по вопросам газовой промышленности парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и безопасности Александр Гудыма, комментируя итоги заседания межведомственной рабочей группы, выступил против подписания украинско- российского соглашения по управлению газотранспортной системой Украины без участия Германии. Он практически обвинил правительства Украины и России в том, что они готовят к подписанию двухстороннее соглашение о совместном управлении украинской газотранспортной системой, игнорируя при этом участие немецкой стороны, что противоречит национальным интересам Киева. А.Гудыма предлагает Президенту Л.Кучме и правительству «отказаться от идеи» создания международного консорциума и воспользоваться опытом Чехии и Словакии, которые «продали свои газотранспортные системы». В частности, по словам депутата, 49% ГТС Словакии выкупил российско-немецко-французский международный консорциум.
Не вызывает сомнений (и заявления А.Гудымы свидетельствуют об этом в первую очередь), что в ближайшее время газовый вопрос получит яркую политическую окраску и будет использоваться в борьбе «нашистов» за отставку правительства. Тем временем действия России, конечно же, также настораживают. Особое место в них, по-видимому, занимает попытка параллельно создать своеобразный «газовый ОПЕК» или, по замыслу А.Путина, Евразийский альянс производителей газа, на что пока негативно отреагировала Туркмения. Комментируя «Дню» попытки России внести новые акценты в расстановку сил на газовой магистрали из Азии в Европу, заместитель госсекретаря Минтопэнерго и член упоминавшейся выше рабочей группы Богдан Клюк, сказал:
— Это однажды уже было, даже подписывалось соглашение о создании специальной организации по эксплуатации газотранспортной системы Туркменистана. Россия несколько раз хотела таким образом «войти» в эту страну. Но дело в том, что газовых ресурсов в России сейчас мало, и хотя бы для того, чтобы поддерживать уровень добычи (600 млрд. куб. м), нужно производить крупные капиталовложения. Тем более, что в ее перспективных газоносных районах на Ямале нет инфраструктуры. Поэтому, возможно, Россия ищет выход, чтобы не вкладывать сейчас большие средства, чтобы со временем реализовать свою ямальскую программу. Отсюда и исходят все российские инициативы. Вкладывая огромные деньги в развитие добычи на Ямале, Россия хочет быть уверена в том, что гарантированно сможет транспортировать газ в Европу. Отсюда идеи обходных трубопроводов. Уже построена первая нитка газопровода Ямал — Западная граница, в том числе по территории Беларуси, производительностью 28 млрд. куб. м (уже сегодня по ней подается 14 млрд. и проектные показатели обязательно будут достигнуты, причем имеется проект строительства второй нитки — итого 56 миллиардов куб. м). Простой подсчет показывает, что финансовые ресурсы потребуются огромные: нитка от Ямала — это $2—2,5 млрд., по дну Черного моря на Турцию (тут строительство первой нитки также завершается) — $3 млрд. А всего, как видим, нужно будет $10 млрд. Поэтому очень разумно всем нам подумать о том, нужно ли тратить такие деньги, если украинская ГТС не загружена? И как сделать так, чтобы газоснабжение Европы было надежным? Это мой личный анализ ситуации... Нам выгодно обновить свою газотранспортную систему, потому что завершение начатых российских проектов приведет к тому, что 88 миллиардов кубометров газа пойдет в Европу в обход Украины.