Фрунзенский районный суд Минска приговорил к трем годам лишения свободы с конфискацией имущества бывшего премьер-министра Беларуси Михаила Чигиря. Согласно решению суда, приговор отсрочен на два года. Чигиря также на пять лет лишили права занимать руководящие должности. Экс-премьера признали виновным в уклонении от уплаты налогов во время работы в московском филиале немецкого концерна «Гея». Однако, по мнению белорусской оппозиции, его вина перед властями заключается совсем в другом.
Чигирь ушел с поста главы правительства после референдума 24 ноября 1996 года, изменившего конституцию и продлившего срок полномочий президента Лукашенко. Премьер заявил, что не согласен с методами подготовки и проведения референдума, и уехал в Москву, где работал в концерне «Гея». В 1999 году он вернулся для участия в начатой тогда оппозицией кампании альтернативных президентских выборов. Вскоре его арестовали, предъявив сразу несколько обвинений. Минский городской суд приговорил Чигиря к трем годам лишения свободы условно. Экс-премьер обжаловал решение в Верховном суде, который постановил вердикт отменить, однако по некоторым эпизодам отправил дело Чигиря на доследование. В 2001 году Михаил Чигирь принял участие в предвыборной кампании: сначала начал сбор подписей в поддержку своей кандидатуры, но затем поддержал единого кандидата от оппозиции Владимира Гончарика.
На завершившемся на этой неделе судебном процессе Михаила Чигиря, кроме неуплаты налогов, обвиняли в халатности в бытность главой «Белагропромбанка» до 1994 года. Чигирь заплатил одной канадской фирме $1 млн. за строительство в Минске нового офиса банка. Затем он стал премьером, а новое руководство банка посчитало строительство ненужным. Контракт с канадцами был расторгнут, однако, согласно его условиям, деньги не были возвращены. У Чигиря испортились отношения с Лукашенко, и экс-премьера тут же обвинили в транжирстве и превышении служебных полномочий. Это обвинение фигурировало и на первом процессе по делу Чигиря. Теперь суд отказался выносить по нему решение, аргументировав это истечением срока давности. А вот за неуплату налогов экс-премьера осудили. Суд постановил, что Чигирь должен выплатить 8,5 млн. белорусских рублей (приблизительно $4,5 тыс.) — сумма включает якобы невыплаченные налоги, пеню и судебные издержки. Сам Чигирь утверждает, что по белорусским законам не должен был платить налоги, так как жил за границей, а в Минск приезжал лишь изредка на выходные проведать семью.
В марте этого года по обвинению в торговле крадеными автозапчастями был осужден на семь лет лишения свободы сын Михаила Чигиря Александр. Жену экс-премьера Юлию, являющуюся также его адвокатом, ранее осудили на 8 месяцев условно: во время первого процесса над своим мужем, когда в зал суда не пускали ни прессу, ни родственников обвиняемого, она укусила за мочку уха одного из стоявших в «кордоне» милиционеров. Юлии Чигирь инкриминировано «неподчинение законным требованиям милиции» и «нанесение телесных повреждений».
КОММЕНТАРИЙ
Алесь СЕМЧАНКА, политический обозреватель еженедельника «Згода»:
— Никакого реального веса в белорусской политике Михаил Чигирь сегодня не имеет. В 2001 году он не смог собрать 100 тысяч подписей, чтобы стать официальным кандидатом. У него не было поддержки в лице структурированной оппозиции — партий, негосударственных организаций. Сейчас Чигирь является рядовым членом Объединенной гражданской партии. Ему мстят за его прошлые попытки оспорить власть у Александра Лукашенко. По-человечески Чигиря просто жалко, потому что своей довольно принципиальной позицией в политике он разрушил не только свою жизнь, но и жизнь своей семьи. Сын сидит в тюрьме, а сам Чигирь и его жена, скажем, перейдя дорогу на красный свет, могут также оказаться за решеткой. Экс-премьера «держат на крючке».