Согласно статистике, обнародованной вчера на совещании Горадминистрации по проблеме содержания животных в городе, за шесть месяцев нынешнего года за помощью обратилось 934 киевлянина, укушенных бездомными животными. Что на 25% меньше, нежели за аналогичный период прошлого года. Однако наблюдается увеличение количества укусов домашними животными (на 5,8%). Более того, домашние лидируют в этих данных с большим отрывом — на их совести 2843 пострадавших.
Ситуацию с животными «без определенного места жительства» стараются контролировать. По словам директора центра «Животные в городе» Нины Самофаловой, эта организация провела «рейдов по регуляции численности» бездомных больше, чем было запланировано, в результате чего было отловлено более 17 тыс. бродячих животных. Судьбе их, конечно, не позавидуешь — бедняг ждет вынужденная эвтаназия и санветутильзавод. Ведь за чей счет их содержать? — задает риторический вопрос Н. Самофалова. И тут же напоминает, что подобная практика распостранена во всем мире — центр спрашивал об этом у Всемирной Организации Защиты Животных и, по ее словам, получил утвердительный ответ. Другое дело, что наши методы «эвтаназии» ВОЗЖ считает негуманными — процесс должен быть как можно более быстрым (дабы животное даже не успело осознать, что отправляется в мир иной) и безопасным для человека. Правда, тут возникает, если верить директору центра, небольшой парадокс. Умерщвление уколом, как это делается у нас, приводит к тому, что между инъекцией и летальным исходом проходит слишком много времени, считают западные специалисты. Тем не менее, во многих странах применяется метод, который гуманным можно назвать с еще большей натяжкой — электричество.
«Представители общественности обвиняют нас в жестокости. Однако зачастую любовь к бездомным животным у некоторых сердобольных граждан заканчивается подкармливанием. Ответственность за возможные укусы и распространение болезней не хочет брать на себя никто», — сетует Н. Самофалова. По ее словам, правила не запрещают содержать дворняг: следует только собрать письменное соглашение со всех жителей дома, зарегистрировать животное, сделать ему прививку и стерилизовать — тогда и печальная дискуссия по поводу лучшего средства умерщвления перестанет быть актуальной. Кстати, зарегистрированных дворняг (получающих при этом номерной жетон) специалисты по отлову уже не тронут. А вот возвращать из центра уже придется за 47—50 грн. — такова стоимость отлова и регистрации (для пенсионеров, предусмотрена «скидкой» — минус 37 грн. за отлов). Центр предлагает обязать заниматься стерилизацией районы, в чем, по словам Н. Самофаловой, сейчас проявляют активность далеко не все райадминистрации. Замглавы КГГА Валерий Бедный пообещал заложить в бюджет города средства на бесплатный пункт стерилизации. Правда, произойдет «закладка» не ранее 2003 года, с обсуждением «свежего» бюджета.
Не последнюю роль в увеличении численности уличных «метисов» играют домашние животные. Они же мало способствуют санитарной и эпидемиологической ситуации в городе (участились случаи заболевания бешенством и лептоспирозом), уже не говоря о растущей численности укушенных граждан. А все потому, что хозяева не соблюдают правила содержания животных — не регистрируют (по оценкам, внесено в реестр не более половины «проживающих» в городе животных), выгуливают без поводка, не приучены убирать субстракты животных. Об этом на совещании говорили много и долго и в конечном итоге ни к чему ни пришли. Лишь центру «Животные в городе» дали совет конструктивный: сделать более прозрачной его работу и менее сложным пропускной режим — общественность считает, что на территории центра происходят не очень гуманные вещи.
Да и слишком уж многослоен круг проблем. Распространять, как предлагает президент общественной организации «Живая планета» Светлана Берзина, пакетики для субстрактов через ЖЭКи? Смешно — с учетом того, что последние далеко не всегда проявляют активность даже в вопросах регистрации проживающих на подконтрольной территории домашних животных. Страховать собак с повышенной агрессивностью, что было не так давно предложено Кабмином? Повысит ли сознательность неуравновешенных хозяев необходимость заплатить страховой взнос в размере 17 грн.? Обязать участковых контролировать правила содержания и составлять протоколы на нерадивых? Практика показывает, что за текущие полгода количество штрафов (на «колоссальную» сумму в 411 грн.) составило «аж» шестнадцать.
«Благую весть» для любителей животных принес лишь главный специалист управления коммунального, отельного хозяйства и туризма Николай Семенцов. Благая она, правда, в очень специфическом смысле — по планам, в следующем году в одной из промзон Троещины заработает кладбище для животных. С разнообразнейшим перечнем услуг — могильниками, крематорием и колумбарием, площадкой для развеяния праха при коллективной кремации, с удобным въездом и стоянкой для машин. Стоимость услуг пока не называют — обещают, что «зашкаливать» не будет. На сам проект выделено уже около 680 тыс. грн.
КСТАТИ
Не успели кинологи и собаководы обсудить новое постановление Кабинета Министров, определяющее 88 пород собак, владельцы которых должны застраховать свою ответственность за питомцев, как буквально через несколько дней стало известно, что документ отправлен на доработку. Напомним, что суть его заключалась в том, что владельцы собак (в основном, бойцовских и служебных) были обязаны нести материальную ответственность за ущерб, нанесённый их собаками третьим лицам. Документом также установлены размеры страховых сумм, в пределах которых страховщики должны провести выплату третьему лицу или третьим лицам после возникновения страхового случая. Размеры этих сумм: 11 тыс. грн. — в случае возмещения наследникам лица, умершего вследствие агрессивных и/или непредвиденных действий собаки; 8,25 тыс. грн., 5,5 тыс. грн. и 2,75 тыс. грн. — в случае назначения пострадавшему физическому лицу I, II или III группы инвалидности; 20 грн. — за каждый день нетрудоспособности пострадавшего физлица, расстройства здоровья у ребенка (но не более 2,5 тыс. грн.).
Прокомментировать ситуацию «День» попросил Светлану Сергеевну Шевченко, вице-президента Кинологического союза Украины, международного эксперта.
По её словам, определение именно этих 88 пород — абсурдно. «Взять самых крупных собак и постановить, что они опасны, — это дилетантство. Собак, изначально опасных для человека, не существует. Есть опасные люди, которые не могут их воспитать должным образом».
Но вместе с тем кинологи Украины не отрицают, что документ, в определенном смысле регламентирующий взаимоотношения человека и собаки, нужен. Ведь, вероятно, каждый из нас хотя бы раз чувствовал себя неуютно, заходя в родной двор или прогуливаясь по парку и видя бегающих без намордников огромных псов. «Успокойтесь, он не кусается». — «Я не кусаюсь?» — удивился Шарик». Наверное, эти булгаковские строки как нельзя лучше иллюстрируют психологию собак. И ещё не факт, что добродушный домашний любимец поведёт себя адекватно с незнакомыми людьми. Ведь у собак, как и у нас с вами, бывают перепады настроения, страх, агрессия. На них очень влияют внешние раздражители, такие, как запах алкоголя, который они не переносят. В общем, делать что-то надо. Но данное постановление, по мнению Светланы Сергеевны, противоречит различным законодательным актам Украины — от Конституции до Закона об общественных организациях. Да и просто, считает кинолог, некорректна постановка вопроса. «Видимо, люди, принимавшие закон, пошли по пути автодорожных правил, где виновник ДТП несёт материальную ответственность за аварию».
Нет механизма, предотвращающего человека от покуса. И его разработка — самое на данный момент главное, считает Светлана Шевченко. Можно сколько угодно штрафовать нерадивых собачников, но от этого укусы не станут менее болезненными, а путь через парк — менее безопасным. Чтобы не возникало таких проблем, надо поднимать культурный уровень общества, перенимать опыт у западных стран, которые эту проблему решают более-менее удачно.