«Весьма многообещающим планом» назвал генеральный секретарь Североатлантического альянса Джордж Робертсон предложения украинского министра обороны Владимира Шкидченко по углублению отношений с НАТО. План, озвученный на Комиссии Украина—НАТО на уровне министров обороны, не содержит ничего сенсационного или непредсказуемого. Но предложениями представители Альянса остались довольны — ведь в отношениях с Киевом, который недавно заявил о стратегическом намерении вступить в НАТО, начали вырисовываться вехи.
Заявлений о том, что Украина не сегодня- завтра собирается вступить в НАТО, от Шкидченко не ждали — подобные утверждения выглядели бы, мягко говоря, преждевременными. Но вчерашняя Комиссия Украина—НАТО должна была быть необычной хотя бы потому, что происходила впервые после решения СНБОУ о намерении двигаться в натовском направлении. Итак, что услышали представители Альянса от украинского министра? Во-первых, готовя реформу вооруженных сил, любой стране следует определить, где и что ей нужно менять — и Украина считает, что эту ревизию с помощью натовских экспертов следует расширить. Благодаря этому Киев может подготовить программу развития Вооруженных сил, которые бы лучше отвечали современным стандартам. Во-вторых, Шкидченко заявил, что Украина стремится разработать соглашение с Альянсом о защите информации. В-третьих, силовой министр уже не впервые говорил, как украинским военным нужны курсы английского языка при поддержке НАТО. Как стало известно из источников в Альянсе, Шкидченко говорил и о том, что в Миссии Украины при НАТО должно работать больше сотрудников.
«Опыт стран НАТО свидетельствует, что для проведения оборонных реформ необходим соответствующий уровень ресурсов и постоянная преданность идеям изменений... Но это отнюдь не значит, что реформы и изменения будут очень популярны в стране, — заявил генсек Альянса Джордж Робертсон. — Страны-члены НАТО готовы предложить Киеву поддержку и помощь, но, разумеется, основная ответственность за проведение этой работы лежит на правительстве Украины... Главная цель реформ — чтобы украинские налогоплательщики получили лучшее качество за те деньги, которые они платят». Робертсон сказал, что он был очень рад получить от Президента Кучмы письмо, в котором шла речь о желании Киева теснее интегрироваться в евроатлантические структуры. Сегодня, говорит Робертсон, следует «сосредоточиться на уже существующих рабочих программах». В целом в НАТО удовлетворены тем, что Украина не только заявила о своих намерениях, но и привезла конкретные предложения. «Теперь подождем, как планы будут выполняться», — отметил один из представителей Альянса. Считается, что своеобразным моментом истины станет Пражский саммит, до которого Украина должна доказать способность быстро перейти от решений к действиям. Впрочем, и до ноябрьского саммита у Киева и Альянса будет несколько хороших возможностей прощупать серьезность намерений. Девятого июля в украинской столице пройдет заседание Комиссии Украина—НАТО на уровне послов, посвященная 5-летию Хартии об особом партнерстве между Киевом и Альянсом. Это событие посетит руководитель НАТО — Робертсон, который на следующий день отправится в Донецк, где станет свидетелем уничтожения 400 тысяч противопехотных мин.
А в октябре на украинской территории пройдет совместная рабочая группа по реформе обороны. «Встреча прошла на фоне подтверждений Украиной своих надежд на тесную евроатлантическую интеграцию, — говорится в заявлении генерального секретаря НАТО по результатам вчерашней встречи. — Эти надежды получают сильную поддержку НАТО». В документе говорится, что детали предложений по углублению сотрудничества будут выработаны до Пражского саммита НАТО в ноябре. Итак, следующий срок — 9 июля. Именно тогда будет проанализировано современное состояние отношений между Украиной и НАТО на заседании Комиссии Украина — НАТО в Киеве, сказал заместитель государственного секретаря МИД Украины Игорь Харченко на заседании пресс-клуба МИД. По его словам, он не совсем согласен, что происходит оживление отношений между Украиной и НАТО, поскольку решение СНБОУ от 23 мая следовало из всего предшествующего курса внешней политики страны.
Причины, по которым произошло принятие решения о разработке стратегии, конечной целью которой должно стать присоединение Украины к системе коллективной безопасности, основанной на НАТО, также хорошо известны. Во-первых, ни одна страна не может отныне чувствовать себя в безопасности, и работа по противостоянию новым угрозам, возникшим после 11 сентября, может проводиться только коллективно. К тому же, участие в коллективной системе безопасности обойдется национальному налогоплательщику значительно дешевле, чем попытка построить самодостаточную систему. Украина получила шанс — именно так оценивают ситуацию, складывающуюся вокруг международной безопасности, и украинские, и заграничные дипломаты. Вопрос в том, каким образом этот шанс будет использован.
Частые слова о том, что двери НАТО остаются открытыми для любой страны Североатлантического пространства, которая выскажет желание вступить и будет отвечать необходимым для вступления критериям, между тем остаются формальностью. Сегодня очень сложно утверждать, что Украину в НАТО ждут или же, что в Брюсселе есть устойчивое понимание того, что сам уровень отношений, существовавший до сих пор, решено действительно поднять.
В частности, несмотря на мажорный тон официальных заявлений, сегодня среди 19-ти стран- членов НАТО нет консенсуса относительно перспектив отношений между Альянсом и Украиной. По словам одного из хорошо информированных дипломатов, только «полтора члена» НАТО сегодня готовы поддержать максимально полное приближение Украины, большая группа стран-членов еще находится в процессе выработки решения по этому поводу и еще одна группа стран прямо или косвенно противостоит возможному сближению НАТО с Украиной, поскольку небезосновательно видит в Украине конкурента сразу во многих сферах. «Российский фактор» при этом в Киеве считают благоприятным — несмотря на то, что Россия продолжает заявлять о негативном отношении к дальнейшему расширению НАТО, что подтвердил на днях российский коллега Шкидченко — Сергей Иванов. В Киеве, кстати, не скрывают, что вопрос базирования Черноморского флота России остается чрезвычайно уязвимым. Есть очень осторожные дипломатические высказывания о том, что с украинской стороны сейчас ведется работа относительно соответствия нахождения ЧФ на украинской территории законодательству, предусматривающему только его временное базирование. Есть поведение России, которая не рассматривает вопрос о том, что ЧФ рано или поздно придется выводить из Украины. Эта проблема, безусловно, будет мешать Украине, если дойдет до вопроса о подаче заявки на вступление в НАТО. Заместитель помощника госсекретаря США Стивен Пайфер уже говорил, что Украине придется на практике доказать серьезность своих намерений по сближению с НАТО. Действительно, перед Украиной стоит огромный объем работы — прежде всего, внутренней (военная реформа, что особо отмечают в НАТО, демократизация политической жизни, экономические реформы). Но и внешней, чисто дипломатической. Нужно искать подходы. Нужно создавать «проукраинское лобби». Нужно добиться спокойного обсуждения проблем с Москвой. Нужно достичь консенсуса в собственном обществе и среди всех ведущих политических сил. Времени на все это — совсем немного. Если мы действительно стремимся использовать уникальный шанс.