Все политические партии Голландии отказались от участия в запланированных в королевстве на 15 мая парламентских выборах в связи с убийством голландского праворадикального политика Пима Фортайна. Партии застреленного в Хилверсюми неподалеку от Амстердама Фортайна «Нидерланды, пригодные для жизни», созданной только несколько месяцев назад, прогнозировали значительный успех на выборах — до 15% голосов.
Погибший Пим Фортайн (профессор Пим — так называли его сторонники), был своеобразным правым. Профессор социологии и в свое время убежденный марксист, он впоследствии стал обозревателем правых голландских изданий и консультировал христианских демократов. Начав карьеру публичного политика, Фортайн грубо набросился на ислам, называя эту религию «отсталой», заявлял, что следует немедленно прекратить въезд в Голландию иммигрантов, однако не скрывал собственной гомосексуальной ориентации. Свои претензии к мусульманам Фортайн объяснял в первую очередь их плохим отношением к гомосексуалистам и пренебрежением к женщинам. Он обвинял голландское правительство в коррупции, разбазаривании средств, предлагал пересмотреть систему руководства государственными предприятиями, снизить налоги и включить в состав правительства руководителей успешных крупных корпораций. В марте этого года партия Фортайна получила больше трети голосов избирателей на местных выборах во втором по размеру городе страны Роттердаме. Такая поддержка ультраправой партии — серьезный показатель для страны, в которой выходцы из исламских стран составляют, по различным оценкам, до 10% населения.
Фортайн бросил вызов голландским политикам, которых не считала своими представителями значительная часть граждан страны. Он также бросил вызов самому голландскому обществу, которое оказалось перед тем же выбором, который в свое время стоял перед австрийцами, датчанами, а недавно возник перед французами, — как быть, когда необходимость сосуществования представителей различных культур и религий становится реалией современной жизни. Предложенные Фортайном «подходы» к проблеме нашли как противников, которые недавно забросали праворадикала мусором и тухлыми яйцами, так и сторонников, которые в ночь после его гибели, одев повязки со свастиками, штурмовали полицейские кордоны около парламента и правительства страны.
Все голландские политики, правительства стран ЕС и администрация США назвали гибель Фортайна недопустимой трагедией. Как сообщает Би-Би-Си, председатель Национально-республиканского движения Франции Брюно Мегрэ возложил ответственность за случившееся на французских левых, «разжигавших антиправую истерию», чтобы помешать избранию Жан-Мари Ле Пена президентом Франции. Таким образом, либеральные Нидерланды получили двойной шок — и от популярности ксенофобских лозунгов, и от политического убийства. И уже можно говорить об общеевропейском синдроме.