Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Антоновские чехи

Опыт этнической толерантности в отдельном селе
30 апреля, 2002 - 00:00

Антоновка — бригадное село этого сельхозобщества. «Наше ударное производственное подразделение. Продолжает служить образцом как Куневу, центральной усадьбе хозяйства, так и бригадным селам Камянка, Долочье», — хвалит небольшое село Анатолий Матвийчук.

Директор убеждает, что установку Петра I было выполнено. Более бедных почв, чем здесь, трудно найти: «Что здесь? Слой песка, к которому близко прилегают подземные воды. Если, скажем, лето дождливое, то мы урожай не собираем. Люди давно вокруг посеяли и, как говорят, забыли, а мы ждем, когда уже Вилия войдет в свои берега». Такая вот, особенность ведения хозяйства в Антоновке.

Кругом — поля, которые широкими не назовешь, сенокосы, естественные пастбища, где радуется весне и травам скот, лошади. Оттуда к селу ветерок несет запахи свежей пашни и несеянного разнотравья.

Здесь, в Антоновке, возле каждого дома — скирда-две прошлогоднего или еще позапрошлогоднего сена. Скирды бережно, мастерски сложены. Оно же, сено, и на повозках, которые медленно тянутся сытыми лошадьми вдоль сельской улицы.

Анатолий Матвийчук каждый раз делает экскурс в далекое и ближнее прошлое Антоновки: «До 1939 года такой порядок был, что мужчины шли на сенокос в вышиванках, а женщины — в белых сорочках и белых юбках. Никто не имел права этот порядок нарушать. Были вынуждены становиться спинами к границе Родины. Да в селе были комендатура и четыре заставы. Колхозное село считалось зеркалом социализма, в которое смотрели из-за Вилии и завидовали».

Он этого собственными глазами не видел, потому что родился после войны в недалеком от этих мест селе Борисово, но от местных старожилов слышал о тогдашних обычаях. Однако сенокосы, пастбища были и будут для Антоновки самым дорогим сокровищем. Как убежден учитель истории Куневской общеобразовательной школы Виталий Денисюк, «первые чехи пришли сюда на дикую, никем ранее не покоренную природу». Учитель знает, что говорит. Долго работал с архивными документами в Каменце-Подольськом, Хмельницком и даже в Луцке. Считает: «Окультуривая угодья, чехи сделали акцент на скотоводство».

«Традиция чтится и по сей день, ни разу не нарушалась», — говорит пожилой Леонид Кейн. Он сидит на лавочке возле своего дома. Не от безделья, ясно же. Ему отсюда видно, как от фермы к полю, через дорогу, «прокладывают рейсы плодородия» трактора. «Т-150 уже сделал одиннадцать рейсов, МТЗ-80 — десять», — подсчитал поставленные собственноручно мелом палочки с двух сторон забора.

Полеводство здесь подчинено ферме, которая дает «наихудшим угодьям» органическое удобрение. Директор СООО «Куневское» Анатолий Матвийчук вспоминает старое «отечественное» правило: скотоводство и полеводство должны иметь удовлетворительного размера содержание. То есть следует держать столько скота, сколько можешь прокормить. Но не меньше, чем можешь прокормить. Весьма актуальная установка, когда, куда не кинь вокруг Антоновки, везде фермы пустые — разрушаются, разносятся по кирпичам, по шиферине, по оконной раме.

В Антоновке же коровы, телята, большие и малые, тучами ходят. На земле, а не в небе. Течет в их жилах «чешская» кровь, разбавленная за век селекционной работы кровью скота украинского, голландского и еще кто знает какой породы. «Что на данном этапе в первую очередь обеспечили? Это, полную трудовую занятость трудоспособного населения», — рассказывает Анатолий Матвийчук. На ферме работает все трудоспособное население Антоновки. А. Матвийчук — о списочном составе: пять трудятся доярками, двое — смотрителями телят, семь — ездовых, двое — конюхов. Есть охранник, есть слесарь... Никто не сидит без дела. Если бы были желающие, то еще двух трудоустроили бы доярками.

Главное же, что этот тяжелый труд вовремя и хорошо оплачивается. «Только молоко дает шестьдесят тысяч гривен чистой прибыли в год», — указывает на источник финансирования важнейшей из всех статей расходов директор СООО. Он радуется, что период разрухи не погубил традицию, которая передавалась от поколения к поколению чехов в Антоновке: «Кто сберег стадо, тот теперь на коне». Хотя и о навозе вспомнить бы: «Отовсюду идут и едут, просят, чтобы продал хотя бы тонну. По тридцать гривен за тонну отпускаем своим людям. Всем не хватит. Навоз — это острый дефицит».

Кстати, о лошади-трудяге. Здесь, в небольшой Антоновке, — целый табун. На ферме трактора не увидишь. Все —лошадьми, дешевой ломовой силой. Это в зимний период. А с ранней весны и вплоть до поздней осени скот держат на пастбищах, на подножном корме: «Получаем дешевые пудовые надои экологически чистого молока».

Корова здесь, как в Индии. Священное животное. Хотя отдельные представители старшего поколения антоновских считают, что скот понемногу теряет этот статус. «Я уже говорила: если бы было здоровье, то показала бы, как нужно доить», — кивает в сторону фермы Мирослава Соколовская. Она вышла за порог своего дома к калитке. Вспомнила, что «где-то с неделю назад принимала дорогих гостей». «И вы были, спасибо, что не забыли», — обратилась к директору СООО Анатолию Матвийчуку. «Приветствовали Мирославу Антоновну с семидесятилетием», — объясняет директор. — Был такой период в Антоновке, что только телят здесь держали. Молочное стадо в другой бригаде было. Потому что была внутрихозяйственная специализация по указанию из района. Когда же решили вернуть коров в эту, антоновскую бригаду, то к кому обратились? К Мирославе Антоновне. Она уже давно была на заслуженном отдыхе, но, как говорят в народе, пошла нам навстречу, вырастила из телочек высокоудойных коров».

Разное пережила Антоновка. В этот же день, когда М. Соколовская праздновала свой юбилей, директор поздравил и Марию Добжанскую с восьмидесятилетием: «Она вернулась на свою малую Родину аж из Казахстана. Ее родителей туда отправили за то, что являлись зажиточными хозяевами». В свое времея была Антоновка и в списке неперспективных сел — школу, даже кладбище закрыли...

Сейчас одна корова у Мирославы Соколовской. В своем дворе. «Ласточка — так я ее называю. Ой, она меня в этот раз так подвела... 18 января должна быть с теленком, но скинула теленочка. 10 ноября эта беда стряслась. 30 погуляла, вот опять жду теленка в конце девятого месяца. Если переносит, то в начале десятого месяца будет».

Вдова Соколовская радуется, что трое детей из пятерых, которых она вместе со своим покойным мужем Эдвардом вырастила и в люди вывела, здесь же, в Антоновке: «Сыны, невестки помогают. Летом траву косят — на чердаке, в скирды складывают. Купили мне два мешка ячменя, привезли...»

Бабушка вспоминает, что, когда девушкой была, в Антоновке началось большое движение: «Сталин умер, позволили людям ехать домой, в Чехословакию. Полсела выехало, дома отдавали за бесценок. Отец наш не хотел ехать. Я, говорит, здесь на фронте воевал. Когда мама была жива, то разговаривали в доме на чешском. А теперь уже с кем чешским разговаривать?..»

Напротив — дом ее сестры, Любы Кейн. А Люба — жена того самого Леонида, который считает «рейсы плодородия». Она вышла за порог своего дома, присела на лавочке рядом с Леонидом. Заверила, что из всех обычаев чехи надежнее всего сберегли этот — уважение к скотоводству.

Во дворе Кейнов — две коровы. «Нет такого двора, где не было бы коровы или двух—трех», — отмечает Анатолий Матвийчук. Поэтому ежедневно к, казалось бы, забытой Богом и людьми Антоновке из далекого Острога соседней с Хмельницкой Ровенской области прибывает пустой молоковоз, едет «назад» полным-полным.

«Рассчитываются за продукт исправно. Потому что где же еще столько возьмут, как не в нашей Антоновке», — продолжает Анатолий Матвиийчук.

Идем по селу. Директор продолжает знакомить корреспондента с приятными антоновскими людьми, рассказывает об их родословных: «Вот, познакомьтесь с Валентиной Доценко. Как, Валя, твоя девичья фамилия? Да, Гудовсик. Ее отец Иван Гудовсик вернулся с фронта орденоносцем, но на одной ноге. Другая была деревянной. А никто в районе, пока собственными глазами не увидел, не верил, что он за полутора сотней телят сам ухаживает. Вот был трудяга из трудяг. А тогда, чтобы вы знали, все вручную на ферме делали. Да, Иван Гудовсик был нашим антоновским Мересьевым».

Валентина Доценко-Гудовсик соглашается с тем, что говорит директор СООО «Куневское». Рассказывает о другой местной традиции: «Пьяного на работе у нас не увидите». Она стоит возле длиннющего здания: «Так строили: дом, клуня, овин, кладовка — все под одной крышей. Не нужно было даже за порог выходить, чтобы ухаживать за скотом». Это и есть она, особенность чешской архитектуры. Как сказал бы специалист, построено по принципу хозяйственной целесообразности. Хотя и не только по этому принципу. Было же сказано, что корова в Антоновке, как в Индии. Священное животное. Люди ее от себя не отделяют. Однако застройка усадьбы по-украински преобладает над чешской. За долгие года состоялось взаимопроникновение традиций и обычаев. «От этого никто и ничего не потерял», — уверен Анатолий Матвийчук. После этого вспомнил: «Они здесь и хмелеводством занимались, но в годы планового хозяйства органы на этой традиции поставили крест». Планирует возродить хмелеводство...

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День», село Антоновка Изяславского района Хмельницкой области
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ