Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто заплатит за учебу

24 апреля, 2002 - 00:00

Образование — это товар, и за него кому-то всегда нужно платить. Это было лейтмотивом видео-интернет-конференции проекта «Мост» компании «Инфо-сервис- груп». Этот проект направлен на дальнейшую демократизацию общественной жизни в Украине, привлечение граждан к современным технологиям, поддержке благоприятного имиджа нашей страны на мировой арене. Конференция проходила в течение двух часов в режиме реального времени и создавала довольно жесткие условия для гостей — Министра образования и науки Украины Василия Кременя и представителей руководства Киевского национального и Европейского университетов, а также президента ВУЗ «Национальная академия управления». Вопросы поступали как до, так и во время проведения конференции. Их было так много, со всех уголков Украины, что ответить на все за отведенное время не представлялось возможным. Только из Днепропетровска до начала конференции было задано около восьмидесяти. А в Запорожье в одном из вузов был установлен в зале большой экран, на который транслировалась конференция в прямом эфире.

Обсуждались темы, затрагивающие интересы как самих участников образовательного процесса, так и нашего государства в целом. Украинская система образования рассматривалась в процессе ее нынешней модернизации. Отмечалось, что раньше образование нацеливалось на формирование качественного исполнителя, владеющего энциклопедическими знаниями, а сегодня — вынуждено перестраиваться на воспитание творческой самодостаточной личности, которая сможет продолжать самостоятельно учиться, жить и работать. Подчеркивалось, что уже не преимущества и недостатки той или иной образовательной системы обсуждать нужно, а конкурентоспособность образования, которое сможет обеспечивать конкурентоспособность страны. Однако столь значимая для Украины сфера, по словам министра науки и образования Василия Кременя, финансируется государством только на 14% от необходимого, и это вместе со средним и высшим образованием, а только высшее — и того меньше.

Различные аспекты финансирования высшего образования и стали ключевой темой обсуждения. Кто-то высказал предположение о возможном финансировании государством исключительно малообеспеченных граждан. Однако в Украине сложилась такая система оплаты получения высшего образования, когда его бесплатное получение для студента зависит от набранных в конкурсе баллов. В Германии же каждый, кто получил базовое 13-летнее образование, может учиться в вузе бесплатно, а в США — за высшее образование платить нужно очень дорого, в Китае — и государство, и каждый студент платят примерно поровну. Василий Кремень подчеркнул, что сегодня получение высшего образования не только подготовка конкретного специалиста, а и этап в развитии личности.

Дальнейшее развитие такой формы финансирования высшего образования, как долгосрочные льготные кредиты, рассчитанные на льготную категорию абитуриентов, сегодня зависит от возвращения госбюджетом десяти миллионов гривен. Полученные средства МОН собирается направить в каждый вуз Украины. Осознание того, что финансирование государством этой сферы более, чем недостаточное, возможно, и породило очень интересный вопрос — «Можно ли признать банкротом государственное учебное заведение?» Министр образования и науки считает, что образование — специфическая сфера и нельзя ее механически приравнивать к производству, она призвана решать социальные задачи, а не зарабатывать деньги.

В механизме формирования цен за обучение в негосударственном учебном заведении, как сказал ректор Европейского университета Иван Тимошенко, все решает налог, негосударственные учебные заведения имеют все атрибуты государственных вузов, выдают государственный диплом, а налогами облагаются как предприятия. «Налог в Украине не является прибылью по мировым стандартам. Это порождение советской системы. У нас облагается развитие инвестиций. С тысячи долларов, на которые покупается компьютер, триста долларов нужно отдать государству, 30% платится — если ремонтируется крыша. Тут идет одна накрутка на другую. Налогообложение прибыли социальной сферы, удовлетворяющей социальные потребности, — это чисто украинское явление», — сказал Президент ВУЗ «Национальная академия управления» Сергей Ерохин. Относительно зарубежных инвестиций в частные вузы Украины Сергей Ерохин сообщил, что они отсутствуют и что в целом за 10 лет зарубежных инвестиций было вложено на 3,5 миллионов, главным образом в пищевую промышленность и торговлю.

Учебные заведения Украины имеют специалистов по всем предметам, но МОН готово содействовать и приглашению иностранных специалистов. Сейчас в учебных заведениях нашей страны работает несколько сотен американцев, имеют опыт работы с зарубежными преподавателями и Киево-Могилянская академия, и Европейский университет. Ректор Европейского университета Иван Тимошенко считает, что пригашать зарубежных специалистов следует крайне осторожно, особенно по маркетингу и менеджменту, так как те учились по-другому и не знают наших условий.

Министерство образования и науки настоятельно рекомендует снизить аудиторные занятия студентов до 30 часов в неделю и напоминает об ограничении нагрузки преподавателей, согласно Закона «О высшем образовании», для преподавателей вузов 1-2 уровня до 760 часов в год, 3-4 уровня — 900. Сокращать же преподавателей вузов никто не собирается, возможно, что им придется больше внимания уделять руководству самостоятельной работой студентов. Защита же права интеллектуальной собственности педагогов как результатов их работы по созданию методических рекомендаций, электронных конспектов и тому подобного на сегодняшний день находится только в стадии разработки. Права же зарубежных собственников интеллектуального продукта в плане легализации компьютерного программного обеспечения для учебных заведений нам приходится учитывать незамедлительно. МОН подписало соглашение о том, что до конца года нам будут предоставлены программы и материалы для учебных заведений для использования в Украине, сотрудничество с Соединенными Штатами в этом направлении будет продолжено, но сначала будет оценена его эффективность. В связи с развитием современных технологий закономерно возник вопрос о возможной замене стационарной формы обучения дистанционной. Сергей Ерохин в этом плане высказался крайне категорично: «Дистанционное образование имеет вспомогательное значение. Интеллект воспитывается только интеллектом, без общения «студент — профессор» обучения не будет, мы не научим мыслить». В Киевском национальном университете имени Т. Шевченко на сегодня не планируется дистанционное обучение с выдачей диплома государственного образца.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ