Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Утомленные оптимизмом

Потребитель наслушался «предвыборной правды»
17 апреля, 2002 - 00:00

К такому нерадостному выводу привели экспертов результаты исследования потребительских настроений в Украине, совместного проекта компании GfK-UCM и Международного центра перспективных исследований. Термин «потребительские настроения» отражает готовность граждан делать покупки в данный момент. Специалисты отмечают резкое снижение этого индекса в нашей стране в первом квартале 2002 года, причем тенденция к снижению индекса потребительских настроений наблюдается впервые за всю историю ежеквартальных исследований в этой области, проводящихся с 2000 года. В целом, до сих пор украинские потребители питали хоть и не самые радужные надежды относительно своего материального благосостояния и экономической ситуации в стране, зато, по крайней мере, эти показатели постепенно росли, вплоть до начала текущего года. По данным выборочного обследования домашних хозяйств за январь-март 2002 года, индекс экономических ожиданий снизился по сравнению с декабрем на 7,3 пункта и составляет 99, 2 (значение индекса меньше чем 100 пунктов указывает на то, что в настоящий момент у большинства граждан пессимистические ожидания относительно развития национальной экономики). Говоря простым языком, многие украинцы (особенно граждане среднего возраста и категория населения с низким уровнем доходов) выразили свою уверенность в том, что «будет хуже» или, по крайней мере, «не лучше». Комментируя «Дню» такую тенденцию, руководитель проектов Международного центра перспективных исследований Глеб Вишлинский выделил две основные группы факторов, оказавших влияние на «покупочное» настроение украинцев в период проведения исследования. Первая группа, по его мнению, связанна с накладкой исследования на период предвыборной агитации. «За эти три месяца люди услышали от различных политических сил такое количество «страшной правды» о реальной экономической ситуации в стране, что это не могло не сказаться на экономических ожиданиях большинства граждан», — утверждает эксперт. Вторая же группа факторов влияния является реально существующими показателями ухудш ения экономической ситуации в период проведения исследования, торможения темпов экономического роста, особенно на Востоке страны (кстати, там показатели потребительских настроений снизились больше всего). Что, кстати, выглядит несколько парадоксально: оппозиционные партии и блоки (за исключением коммунистов) не блеснули цифрой в восточных регионах.

Словом, украинские потребители «притаились» и упорно сдерживают страсть к покупкам, опасаясь, видимо, непредвиденных перемен и откладывая «на черный день». Продавцы столичных рынков в один голос сетуют на маленькую выручку. В особенности те, у кого на раскладках не продукты первой необходимости (сахар, вермишель, крупы, подсолнечное масло), а колбасы и сыры, несезонные овощи, кофе, чай, сладости. Оксана Бровко, девушка за прилавком с фруктами на Минском рынке, утверждает, что из-за отсутствия спроса ее прибыль за последние два месяца не покрыла даже закупочных расходов. Продавщица искренне удивлена этим явлением, поскольку многих, по ее словам, накануне выборов «побаловали» зарплатой. Даже Бессарабский рынок (на фото), всегда имевший свою постоянную клиентуру и служивший в определенном смысле «барометром» благосостояния киевлян, не «кишит» покупателями. И это при том, что показатель потребительского оптимизма зажиточных граждан остается достаточно высоким — 111,3 пункта.

Продолжение темы на стр. "Общество"

Анна ТЕЛЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ