Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Арии без «разгрузок»

10 апреля, 2002 - 00:00

Киевский Дом ученых хорошо известен, как один из основных центров столичной музыкальной жизни. Здесь проходят концерты, проводятся пресс-конференции, заседания Вагнеровского общества и многое другое. Но мало кто знает, что именно Дом ученых в свое время стал стартовой площадкой для многих звезд украинского академического исполнительства. Именно здесь начинали Виктория Лукьянец, Ольга Микитенко, Тарас Штонда... На днях вновь состоялось открытие имени. При самой горячей поддержке администрации Дома ученых прошел концерт «ANCORA LA BELLA OPERA!» («И снова прекрасная опера!»), в котором выступил, несомненно, перспективный дуэт — Наталья Максимчук (меццо-сопрано) и Наталья Дженкова (фортепиано).

Программа концерта состояла исключительно из оперных арий. В наше время предложить публике оперные фрагменты было довольно рискованно. Неискушенный киевский слушатель плохо осведомлен о том, что же все-таки происходит в операх Доницетти, Масканьи, Сен-Санса и Россини. А специалист и дока в вокале пришел бы в ужас только от самой мысли, что нужно спеть два отделения арий, без «разгрузки» голоса на романсах и народных песнях. Но, вероятно, авантюризм, свойственный талантливым натурам, взял верх над доводами разума. Дуэт Наташ составлял свою программу, руководствуясь прежде всего эстетическими соображениями. Результат оказался весьма недурен.

Трудно себе представить оперу без выразительного женского образа, хотя бы в эпизоде. В эпоху оперного искусства на пьедестал вместе с композитором взошла примадонна. Для поклонников оперы она была тем же, кем сейчас для обывателей является фотомодель. Ее боготворили и обсуждали не только наряды, но и каждый новый пассаж вокальной партии. В зависимости от тембра голоса оперные примадонны имели и свои амплуа. Хрупких, нежных девушек, радующихся жизни и совсем не искушенных в любви, как правило, пели обладательницы колоратурного сопрано. А что же досталось более низким голосам, например меццо-сопрано? Прежде всего — образы страстных роковых женщин, иногда отверженных своими возлюбленными, искусных обольстительниц, чародеек и в прямом и в переносном смысле.

Концерт Натальи Максимчук достаточно полно показал образную палитру именно меццо-сопранового репертуара — Леонора, Эболи, Сантуцца, Далила, Золушка и, конечно же, Кармен. Но особенно интересно была проинтерпретирована музыка русских композиторов. Так в арии Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского исполнительница отказалась от традиционной воинственности, подчеркнув в образе Жанны д'Арк мягкость и женственность. А песня Любаши из оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, которая, кстати, поется без сопровождения, с последним звуком ушла в ту самую, восхищенную тишину в зале (мечту всех музыкантов).

Петр БРОДСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ