В понедельник открывается биеннале в бразильском Сан- Паулу. Это одна из старейших художественных выставок в мире, проходящая уже более 50 лет. Размах и старшинство позволяют ей быть включенной в круг самых заметных арт-форумов мира наряду с Венецианской биеннале, «Документой» (Кассель) и кочующей «Манифестой».
В этом году в Сан-Паулу среди 190 художников из 70 стран весьма заметна Украина. Харьковчанин Борис Михайлов в рамках проекта «11 метрополий», посвященного 11 столицам разных стран, представляет Москву со своей знаменитой фотосерией «Бомжи» (куратор — Виктор Мизиано). А земляк и ученик Михайлова, Сергей Братков, в рамках уже национальной российской презентации, ответил своему наставнику более игровой серией «Дети». Провокативный момент здесь особенно силен, ибо у Браткова роли маргиналов исполняют подростки (куратор проекта — Иосиф Бакштейн).
Что же до собственно украинской презентации, то она отдана на откуп художнику Тарасу Полатайко и куратору Юрию Онуху. Полатайко, канадо-украинец, прославился за океаном еще 10 лет назад многодневным перформенсом — он стоял на площади напротив памятника первому канадскому генерал-губернатору Роману Гнатишину, одевшись и загримировавшись соответственно, как монумент. Резонанс акции был столь силен, что вызвал общеканадскую дискуссию о роли мигрантов в современном обществе, отношениях власти и искусства и т. п.
Бразильская акция Полатайко и Онуха имеет уже не скандальный, но, скорее, рефлексивный характер, и тактически верно строится на идее «11 метрополий». В галерее размещено 11 зеркал, рядом с ними — 11 местных безработных. С момента открытия экспозиции они покрывают зеркала фрагментами паззлов, сделанных на основе фотографий тех же столиц. До завершения биеннале (2 июня) на каждом зеркале появится «портрет» Москвы или Йоханнесбурга, Нью-Йорка или Каракаса, Стамбула, Пекина, Токио, Сиднея, Лондона... Каждое такое фото будет смотреться как абстрактное, фрагментарное полотно — далекий и неясный образ идеального города, скрывающий от нас — не только безработных-исполнителей, но и публики, — нашу сегодняшнюю реальность. Более всего это похоже на бегство по тысячам маленьких ступенек — когда пройдена последняя из них, уже нельзя различить ни себя, ни свой город-мечту. Очень знакомая ситуация.