Сегодня образование Украины находится в процессе модернизации. Изменилось оценивание в общеобразовательной школе, начался переход на 12-летнее обучение, появились новые правила поступления в вузы, возникли учебные заведения нового типа. Эти реформаторские шаги и сейчас довольно часто вызывают непринятие у людей старшего поколения. Предлагаем читателям точку зрения министра образования и науки Украины Василия Кременя относительно нововведений, которые он начал, а также дальнейших направлений развития этой сферы.
— Василий Григорьевич, какова ваша, сугубо министерская оценка процесса реформирования?
— Если мы перед нацией, перед своими детьми ставим задачу, чтобы наша страна была одной из развитых стран, то мы должны посмотреть, что же делается в мире, в Европе. Я даже считаю, что мы опоздали с реформами, Украина не может оставаться на обочине человеческого прогресса, и я вижу, в каком направлении нужно двигаться. Конечно, в том или ином шаге мы можем быть не на сто процентов точными , но если не будет движения — мы просто отстанем.
Недавно в «Учительской газете» я прочел, как мой коллега Филиппов, министр образования России, называет 4-балльную систему обучения, которая там до сих пор существует, архаической и приводит в пример нашу 12-балльную. Двенадцатибальная система оценивания позволяет в позитивном плане побуждать ребенка к успеху. В 4-балльной системе положительных оценок было всего три. Если взять за 100% всю сумму знаний, которые учитель должен оценить в ученике по итогам той или иной темы, то каждый шаг в оценивании будет равняться 33%. Безразличному и ленивому учителю 12 баллов не требуется, потому что по 4-балльной системе легче расправляться с учениками. Хотя я понимаю учителей, которые 20—30 лет работали по старой системе, — им тяжело воспринимать новое.
Сейчас мы переходим на 12-лет нее образование, и это совсем не означает просто растягивание во времени периода обучения и уменьшения педагогической нагрузки на ученика. Хотя вопрос перегрузки школьников достаточно актуален, над этим еще нужно работать. Двенадцатилетнее образование будет, в известной степени, новым типом образования. Три заключительных класса станут профильными, и предметы в них будут изучаться по выбору учеников. Это даст возможность лучше реализовать задатки ребенка, повысить его конкурентоспособность во взрослой жизни. К большому сожалению, в последние годы состоялось такое нагромождение новых предметов, которое не всегда оправдано, и мы имеем из-за этого достаточно серьезные проблемы. Концепции преподавания предметов и сами программы будут пересмотрены. С одной стороны, мы должны дать базовые знания, а с другой — разгрузить программу от того второстепенного, которое меняется в течение жизни ребенка и не является существенной характеристикой для этого предмета. На основании этих публичных дискуссий будут созданы новые программы, новые учебники и, возможно, даже уменьшено количество предметов, которые сейчас изучаются в школе.
— Что именно в школьных программах будет меняться в ближайшее время?
— Здесь много проблем. К большому сожалению, до этого года никто не отслеживал ни учебники, ни ту сумму знаний, которую должен усваивать ученик в каждом классе; насколько эта сумма по всем предметам под силу ученику. Перед Академией педнаук поставлена задача системного изучения программ каждого класса общеобразовательной школы с точки зрения возможностей усвоения знаний учениками определенного возраста. Сегодня ни в школе, ни в университете невозможно научить на всю жизнь, потому что в мире сейчас все очень быстро меняется. Нужны не только базовые знания, но и умение самостоятельно овладевать информацией. У нас же иногда набивают ребенка знаниями, как мешок шерстью, под завязку, не учитывая того, что важна не столько сумма знаний, сколько возможность самостоятельно действовать во взрослой жизни, умение использовать приобретенные знания.
Относительно изменения концепций преподавания предметов, то посмотрите — мы не один год учили иностранный язык, но большинство из нас его практически не знает. Нам преподавали только знания о языке, но никто не учил изъясняться на нем. Или взять историю. Что мы учим? Зазубриваем какие-то даты, события, имена. Но изучение истории не является самоцелью. Это необходимо для того, чтобы понимать логику развития процессов, их взаимодействие, чтобы брать уроки на будущее, научиться делать общегражданские, общецивилизационные заключения из исторического прошлого. А кто захочет быть историком — сможет изучить этот предмет углубленно.
Со следующего учебного года мы вводим во вторых классах всех 22 тысяч школ Украины изучения иностранного языка или языка национального меньшинства. Сейчас мы подготовили учебники по изучению основных иностранных языков и будем направлять их в каждую школу. Мы должны осуществить прорыв в языковой политике — отойти от постыдного для гражданина Украины любой национальности противопоставления украинского и русского языков. Разве наши дети настолько ограниченные, что способны изучать только один язык? Во многих странах, кроме родного, дети изучают еще 2—3 иностранных языка или языки национальных меньшинств. Я уже не раз слышал в государствах Европы и Азии, что английский язык уже рассматривается не как иностранный язык, а как второй рабочий язык инженера. Кроме изучения первого иностранного языка со 2-го класса, предусматривается изучение второго иностранного языка с 5—6 класса, но это уже при переходе на 12-летнее обучение.
— Но ведь далеко не все дети желают сегодня учиться, не все чувствуют себя комфортно в школе. Как вы можете это объяснить и что собираетесь делать?
— В октябре этого учебного года в одной из школ я зашел в первый класс. Меня удивило то, что дети боялись даже глазами пошевелить. Разве это нормально? Пять незнакомых людей появляются в классе, и ни одного ребенка не интересует, что происходит. Учительница считала, что приучила детей к порядку и гордилась тем, что ей удалось это сделать только за один месяц. Такие явления объясняются остатками авторитарной педагогики, которая является отражением нашей истории в отношениях между учеником и учителем. Наши дети не должны жить «под шнурок», как мы жили, потому что иначе они не смогут реализовать себя в этой жизни. Разве мало примеров, когда «посредственные» ученики достигали намного большего в жизни, чем отличники?
Я против того, чтобы воспитывать в детях послушание, загонять их в нами подогнанные рамки, даже с самыми добрыми намерениями. Ребенок должен быть раскрепощен, самодостаточен, свободно сидеть и свободно думать. Дети нуждаются в большей защите своих прав, чем взрослые. Но это не значит, что мы должны все время их опекать — следует предоставить ребенку возможность быть самим собой, проявлять свою суть. Чтобы учитель вместе с родителями смог распознать в ребенке природой данные возможности, чтобы помочь ей реализоваться! Я абсолютный противник широкоизвестного тезиса о том, что ребенок — это чистый лист, и учителя вместе с родителями могут написать на нем что угодно. Это абсолютно неправильно, это унижающее и искривленное представление. Ребенок от самого рождения — уже носитель определенных задатков, способностей. Все дети идут в первый класс, как правило, с большим желанием. А через определенное время это желание пропадает. Почему? Проблема в том, что в ребенке ни родители, ни учителя не видят личность. Родители из наилучших побуждений пытаются сделать сына или дочь похожими на себя или на определенного человека из профессиональной сферы, «избранной» ими для своего ребенка. Отсюда — принуждение, насилие, и как последствия — стрессы, трагедии, даже самоубийства, которые, к большому сожалению, случаются среди детей. На первом месте среди причин таких самоубийств — психолого-неврологические стрессы, которые чаще всего являются отражением отношения родителей и некоторых учителей к тому или иному ребенку. Поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы личностно-ориентированная педагогика заработала, чтобы учитель пытался распознавать личность ребенка и содействовал ее развитию. Конечно, это сложно, когда тридцать детей в классе. Государство, безусловно, при появлении финансовых возможностей будет содействовать, чтобы все классы были меньше, чтобы во всех школах были психологи, которые бы помогали учителю осознавать характерные особенности учеников, чтобы акцентировать внимание на их плюсах и нивелировать минусы. Но, к сожалению, у нас иногда действует еще очень репрессивная система педагогики.
Кстати, впервые после внедрения 12-балльной системы оценивания мы избавились от такого постыдного явления, как второгодничество. Раньше в целом по Украине на повторный курс в школах оставляли более чем сорок тысяч детей. Двенадцатибальная система позволила внедрять личностно-ориентированную педагогику более эффективно. Например, если ребенку не дается математика, то как бы мы через колено его не ломали, мы ничего, кроме неурядиц, не получим. Тех знаний, которые ребенок будет иметь без нашего издевательства по той же математике, ему будет достаточно, чтобы подсчитывать семейный бюджет и тому подобное. Каждый год мы имели тысячи искалеченных душ, которые не смогли себя реализовать в школе и вынуждены были делать это вне ее границ.
Я запретил в Министерстве образования и науки интересоваться средним баллом успеваемости по тому или иному предмету, в той или иной школе. Областным управлением образования я также рекомендую не интересоваться этим. Оценка — это механизм взаимодействия учителя и ученика, и не более. Даже директор школы не должен оценивать того или иного учителя по среднему балу успеваемости его учеников, потому что еще далеко не все учителя ставят своим ученикам оценки честно.
— Самый наболевший вопрос — доступность высшего образования. Не секрет, что не все желающие сегодня могут его получить. Ваше видение решения этой проблемы?
— Функция высшего образования в современном мире меняется. Это уже не только способ подготовки специалистов для народного хозяйства — сегодня высшее образование становится обязательным этапом развития человека. В некоторых странах около 80% людей получают высшее образование. Человечество переходит к информационным технологиям, когда успех или неуспех зависит от интелектуализации нации, от личностного развития каждого человека. А это осуществляется — в первую очередь и главным образом — через образование. Наш курс — чтобы как можно большая часть граждан страны имела возможность получить высшее образование. Здесь очень важный момент — финансирование. На наш взгляд, с каждым годом государство должно увеличивать количество студентов по государственному заказу, то есть бюджетных (бесплатных для студента) мест. В прошлом году — впервые за годы независимости — был увеличен прием на первый курс по госзаказу на 4%, в этом году это увеличение планируется на 8% по сравнению с прошлым годом. Мы сняли все преграды для поступления в ВУЗы детей, за обучение которых могут заплатить родители. С принятием Закона «О высшем образовании», который недавно подписал Президент Украины, ректорам запрещено повышать плату за обучение, а пересматривать ее можно не чаще, чем один раз в год, учитывая официальный процент инфляции. В прошлом году инфляция составила 6% — значит, в этом году ректорат любого ВУЗа не может повысить плату за обучение более чем на 6%.
Украина единственная среди стран СНГ ввела новый тип финансирования получения высшего образования — кредитование государством молодежи, которая желает учиться. По две тысячи студентов прошлого и позапрошлого года получили кредиты на обучение. В этом году количество таких студентов не уменьшится. К сожалению, увеличить эту цифру не позволяют средства. Это социальный кредит, он предоставляется без залога и является достаточно сложным для внедрения. Ректора вузов, получив определенные суммы для кредитования обучения, определяют количество «кредитных» мест в зависимости от стоимости обучения в своем учебном заведении. При предоставлении кредита учитывается успеваемость и уровень материальной обеспеченности. Эта форма обучения предоставляет наиболее бедной молодежи шансы для получения образования. Через год после окончания ВУЗа следует возвращать по три процента в год в течение 15 лет. Если нас поддержит Кабмин, то кредиты смогут получать и те, кто уже не первый год учится на платной основе, если будет возникать необходимость финансовой помощи.
Вступительные экзамены в Украине останутся в этом году в такой же форме, которую мы практиковали последние два года. Поступление в ВУЗы различных уровней аккредитации будет разведено во времени, чтобы ребенок смог последовательно попробовать свои силы в различных ВУЗах. Во-вторых, мы сохраним возможность одновременно сдавать экзамены в несколько высших учебных заведений, а потом выбирать, в каком учиться. Люди писали мне благодарные письма за такую возможность.
— Почему вы решили баллотироваться в депутаты? Разве министерского портфеля недостаточно для осуществления ваших реформаторских планов?
— Украина выходит на более цивилизованный этап политической жизни — формируется парламент, в парламенте будет формироваться большинство. Оно будет так или иначе влиять на формирование правительства, предлагая, по-видимому, тех или иных людей на те или другие должности Президенту Украины. Я баллотируюсь от партии, одним из учредителей которой являюсь. Но это не значит, что я заявляю о желании оставить должность министра. Если партия получит поддержку, будет иметь фракцию, тем более достойную фракцию, то вполне может рассматриваться вопрос о том, чтобы и дальше делегировать меня представителем СДПУ(О) в правительстве. Если Президент согласится с таким подходом, то я просто останусь министром образования и науки, а если не согласится — буду депутатом. Так что баллотирование — это работа в рамках существующей системы политических отношений, где происходит партийно-политическая структуризация общества, а после этого — и Верховной Рады, где ответственным может быть только такое правительство, которое опирается на большинство в парламенте.