Вчера в Украине одновременно отмечалось два родственных юбилея. С утра по случаю десятилетия заседал президиум совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП), а после обеда (по тому же поводу) — президиум УСПП. Оба эти парадные мероприятия (так окрестил их, по крайней мере свое, президент МКПП Виктор Глухих) тем не менее дают повод еще раз поразмыслить над состоянием экономического пространства СНГ и тем местом, которое занимает в нем сегодня Украина.
Любопытно, что на прошлой неделе эта тема активно обсуждалась не в парадной, а в совершенно практической плоскости. Президент Украины Леонид Кучма осваивал для Украины нефтяные поля Сибири, приращенные для России украинскими специалистами и рабочими. Глава Администрации Президента Владимир Литвин пытался внести свою лепту в уже практически завершившуюся борьбу Польши против прокладки по ее территории газопровода-перемычки, идущего в обход Украины.
Одновременно с этим в центральном офисе информационного агентства Интерфакс в Москве проходила пресс-конференция руководителей общественной организации «Деловая Россия». Тема ее была обозначена следующим образом: «Россия — Украина: пять шагов к созданию общего экономического пространства». Как утверждал, общаясь с журналистами, руководитель «Деловой России» Игорь Лисиненко, Украина ежегодно теряет около $1 млрд. российских инвестиций. При этом, по его словам, со стороны России практически нет искусственных препятствий на пути развития сотрудничества с Украиной. В то же время, отметил И.Лисиненко, на пути российско-украинского сотрудничества стоит несколько потенциальных угроз, исходящих, надо понимать, с украинской стороны. К ним, в частности, относятся нестабильность энергобаланса Украины, проблемы взаимодействия предприятий оборонного комплекса, цен на энергоресурсы и необоснованные издержки, возникающие в результате транзита через украинскую территорию. Вот такие пять шагов требуются от Украины! Кроме того, как заявил глава «Деловой России», необходимо, чтобы Украина предприняла целенаправленные усилия на пути привлечения российского капитала в свою экономику. Однако, по его мнению, для этого необходимо, наряду с унификацией экономического законодательства двух стран и созданием механизма защиты частной собственности и инвестиций, ни что другое, как введение моратория на изменение экономических законов.
Естественно, ни о чем таком на юбилейных мероприятиях речь не идет. Премьер-министр Украины и одновременно президент УСПП и вице-президент МКПП Анатолий Кинах, обмениваясь речами с Виктором Глухих, имел возможность в лучшем свете представить успехи поднимающейся экономики Украины. И даже передал мнение экономистов о том, что ее состояние, характеризующееся ростом производства в условиях минимальной инфляции, можно назвать «экономической нирваной». Правда, при этом премьер отметил, что народ макроэкономическими показателями не накормишь. Он призвал Международный конгресс промышленников и предпринимателей разработать «оптимальный вариант» предложений по защите национальных экономических интересов стран, входящих в это объединение, в условиях жесткой рыночной конкуренции.
А после юбилейного заседания МКПП его участников принял Леонид Кучма. И вот тут уже, надо думать, была не только «нирвана», но и холодный душ. Накануне Президент отмечал недостаточность поступлений в госбюджет от таможенных платежей, а также угрозу отечественному потребительскому рынку в связи с ростом (до 5 млрд. гривен) сумм торговой выручки, не возвращенной из-за границы. Встречаясь с с участниками юбилейного заседания — представителями предпринимательских союзов постсоветских стран, Л.Кучма вчера заявил о необходимости укреплять экономическое сотрудничество стран бывшего социалистического лагеря с целью избежать негативных последствий, связанных с расширением Европейского Союза на восток. «Поэтому, мне кажется, внимание надо обратить на внутреннее сотрудничество», — подчеркнул Президент, отметив, что необходимо укреплять внутренние рынки и развивать высокие технологии, поскольку, «если мы будем находиться в таком аморфном состоянии, неизвестно, где мы окажемся». Если аморфное состояние продлится, то надо полагать, мы не попадем туда, где термин «бывший социалистический лагерь» уже забыли.