Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Грицю, Грицю, до роботи!..»

15 февраля, 2002 - 00:00

Распространенное у нас мнение о «трудолюбии украинцев», русскоязычных также, — это правда или миф?

Есть основания сомневаться, что мы действительно выделяемся трудолюбием — среди других. Есть, конечно, работящие, но их большей частью «не понимают» и не уважают.

Знаю мастера, который не любит «перекуров», спиртных «угощений», работает внешне как будто не спеша, но аккуратно и обстоятельно, прецизионно. Бывал в Польше, Чехии, мог, говорит, там остаться, может, и интегрироваться среди чехов, но тянуло домой, в свой край. Здесь также находит работу, знает себе цену и имеет более широкие запросы, чем большинство в его окружении. Недавно купил компьютер, — сыну- школьнику, говорит, но и сам интересуется, привозит на домашние уроки знакомого программиста, хотел бы подсоединиться к Интернету... Его называют «трудоголиком» — есть такое словцо, мне неприятное, придумали его, может быть, подобно слову «алкоголик». Наверное, те, кто «трудоголиков» принимает за «чудаков».

... В районном подразделении одного из типичных наших ЗАО ситуация обычная: слесарю, который слоняется без дела, напоминают вчерашнее невыполненное задание, дают новую работу, он спокойно слушает, а потом в кругу таких же, как он, недовольно говорит, мол, «попался им на глаза. И чего они от меня хотят?» Его здесь хорошо знают: свой «в доску». Охотно часами просиживал бы с удочкой на озере, дома смотрел «мультик» и футбол в «ящике». На работу его загоняет жена. Когда-то его спросили, при какой зарплате чувствовал бы себя на «седьмом небе», — мялся- мялся и сказал: «Ну, может, пятьсот...» Гривен, конечно. У него НЕТ ПОТРЕБНОСТЕЙ, кроме простейших: жилье какое-то есть, телевизор, простая фабричная мебель, уже не новая, но ничего. И на власть не ворчит, разве иногда, «за компанию» с кем-то. Уже и не помнит, когда книгу в руках держал, а петь «при случае» любит, особенно на тот старый, известный мотив: «Самогоне, самогоне, хто тебе тепер не гоне у селах і містах?.. «

А главное: он не боится потерять работу.

Рядом с ним живет много неработающих, в «длительных отпусках» по причине упадка «родного» предприятия, и на работу их не тянет. Жилищно-коммунальные субсидии имеют, есть какой- то городец на «даче», во что- то одеваются — «секонд хенд» дешевый...

Сплошное неуважение к образованию, родители, если даже могли бы, не посылают детей на платное обучение, где большего можно требовать от преподавателей. И своих детей также. Распространено выражение: «Образование работы не дает...» Т.е. нет бывшего «планового распределения», а рынок труда узкий. Поэтому, поступи в школу, как все, не высовывайся, и с краю не будь...

Школа наша воспитывает безработных!

... Еще лет тридцать назад, бывая в наших селах и малых местечках, восточных степных и подгорных западных, замечал: дома новые ставят, кирпичные, иногда с «шиком», под блестящей жестью, кто-то еще и на машину подсобирал. А ватерклозета не поставил. Такой тип культуры.

С тех пор многое изменилось, идем «в Европу» и к конкурентности, а однако... Как чувствуют себя среди ленивых физически и духовно те другие, «трудоголики» с высшими и всегда новыми интересами и запросами, как относятся к первым, которых — большинство? Смеются над ними, не водятся с такими, а при случае сделают на «лохах» какой-то свой интерес, свой бизнес.

Этим и ценны, даже и необходимы нам всем.

... Вот-вот мелькало что-то в голове о моральной ценности труда. Только не для нас?

Дмитрий КАРПЬЯК, Львовская обл.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ