Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Руслан — имя победное

7 февраля, 2002 - 00:00


Победа Руслана Пономарева на чемпионате мира по шахматам по версии ФИДЕ привела в невероятно радостное возбуждение не только любителей шахмат, но и тех, кто имеет весьма смутное представление об этой игре. Вероятно, мы не так уж избалованы победами наших соотечественников такого уровня. Но это, думается, лишь одна из причин. Ведь спорт больших достижений — это больше, чем спорт. И если задуматься, то, скажем, братья Кличко или футболист Андрей Шевченко — больше, чем спортсмены. Они являются некими символами возможностей человека вообще и источником нашей национальной гордости в частности. Можем, значит! И это «можем» каждый рядовой гражданин поневоле примеряет и на себя. Кстати, Руслан для этого годится как нельзя лучше. Скромный паренек, из обычной семьи, в неказистом свитерке. И вот, пожалуйста — легко и естественно взошел на Олимп. О подробностях этого восхождения как раз и рассказывает журналист на страницах российской «Общей газеты». Этот взгляд со стороны нам показался любопытным. Предлагаем вашему вниманию этот материал с незначительными сокращениями.

То, что Руслан — имя победное, это не я установил. Это Пушкин — к слову, любивший и ценивший шахматы. Настолько, что даже жену свою, красавицу Натали, в письме благодарил за изучение мудрой игры, «необходимой в каждом благоустроенном семействе».

Без малого два века спустя тяжкий меч-кладенец из рук героя первой пушкинской поэмы переместился в Донбасс, в Краматорск, где и оказался в распоряжении Пономарева — невысокого, очень спокойного на вид юноши «осьмнадцати лет», ставшего самым молодым в истории чемпионом мира, пусть даже по версии Международной шахматной федерации.

Безусловно, Книгой рекордов Гиннесса это будет отмечено. Что самого Руслана никак не удивит, да и всех шахматных экспертов — тоже. Мне, к примеру, на Всемирной шахматной олимпиаде в Элисте украинцы подарили редкостную книгу по шахматной статистике, только что вышедшую в Донецке. Явно в последнюю минуту в типографии в нее была вклеена мелованная страница с цветной фотографией мальчика: Руслан Пономарев в 14 лет и 17 дней от роду получил статус гроссмейстера.

Так рано высшего шахматного звания не удостаивался никто, в том числе вундеркинды Борис Спасский, Роберт Фишер, Гарри Каспаров и Юдит Полгар. Так что впервые Книгу Гиннесса Пономарев посетил еще четыре года назад... Все признавали тогда бесспорный талант мальчишки, но никто не обольщался. Слишком суровы и даже жестки большие шахматы, чтобы усыпать розами путь всех, кто успешно начал постигать таинства вековечной игры. Не так уж редко в разных концах земли вспыхивали яркие шахматные звездочки, увы, обладающие свойствами метеоритов. Поэтому только Время могло ответить на вопрос: останется ли донецкий самородок калифом на час, или он станет гроссмейстером первой шеренги, из тех, кто блистает в шахматах десятилетиями?

На московском же чемпионате мира ФИДЕ Руслан, ранее имевший в активе и золотые медали на европейском и мировом юношеских чемпионатах, и лучший результат на высокой второй доске на Всемирной шахматной олимпиаде-2000 в Стамбуле, и титул командного чемпиона мира 2001 года в составе сборной Украины, прошел путь, труднее которого не придумаешь.

Никто, что называется, на него не ставил, но, преодолев три первых «круга ада», юноша принялся ни много ни мало за сборную России. По очереди одолел Александра Морозевича, по индивидуальному коэффициенту входящего в пятерку сильнейших в мире, затем Евгения Бареева — постоянного участника элитарных турниров, а уже в полуфинале — трехкратного чемпиона России Петра Свидлера! Согласитесь: все это — из числа явлений незаурядных.

Сам же финальный матч с другим представителем Украины Василием Иванчуком Пономарев провел явно с попутным ветром в парусах. В какой- то мере причиной тому стал его партнер. Иванчук, по своему мироощущению живущий где-то на пограничной полосе двух миров — земного и ирреального, стартовый поединок провел как шахматист второго, в лучшем случае первого разряда, а не как гроссмейстер экстракласса, победитель многих крупнейших турниров. И когда во второй партии Руслан попал в труднейшее, практически безнадежное положение, именно вера в свои силы и хороший бойцовский кураж позволили ему избежать худшего. В дальнейшем приключений на шахматной доске хватало, но, по моему убеждению, игра была «сделана» уже на старте.

Сразу после своей победы Руслан блеснул отнюдь не юношеской разумностью. Его немедленно стали настоятельно приглашать на крупнейший турнир нынешнего года в испанский Линарес, что за честь великую посчитали бы многие шахматные авторитеты. Да и на стартовые деньги со многими нулями организаторы бы не поскупились. Пономарев с ходу отверг приглашение, не захотев скороспешно стричь «купоны удачи». Так мог и должен был поступить лишь тот, кто пришел в этот сложный шахматный мир всерьез и надолго. Да, в данном случае у него имелись мудрые советчики, но ведь решал-то он сам, и соблазн выглядел отнюдь не банальным.

Что ж, выдержав испытание шахматами, он должен пройти теперь испытание славой. Оно выглядит не менее трудным для юноши, у которого, повторяя слова тоже самого юного в свое время чемпиона мира Таля, сейчас «солнцем полна голова». И еще испытание достатком, ранее не имевшим места. Но не сомневаюсь: все это может служить угрозой кому угодно — только не Пономареву.

Во-первых, потому что в жизни он уже повидал столько, что и на сорокалетнего хватило бы с избытком. А во-вторых, потому что Руслан — читай Пушкина — «имя победное».

Яков ДАМСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ