Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чудо в белых перьях

нуждается в защите от обычных «коллег»
31 января, 2002 - 00:00

Теперь у птиц есть дом и приятели — они делят вольер с сороками и галками. «Папа» этой компании Александр Шкрабалюк говорит, что уживаются птицы довольно мирно. Ведь в зоопарке не нужно конкурировать ни за еду, ни за дам сердца. Характер белых ворон почти такой же, как у обычных, но альбиносы немного смелее и задиристее. Так же, как и у людей, понимание того, что ты не такой, как все, вызывает своего рода защитную реакцию — заставляет периодически показывать этим «всем» их место. Люся и Паша очень хозяйственные — никогда не упустят возможности припрятать на черный день все, что плохо лежит. Особенности характера белой вороны особенно хорошо изучил наш фотограф, которому пришлось тщательно охранять объектив от белого Люськиного клюва.

Роль защитника в семье принадлежит именно Люсе. Потому что Паша — абсолютно слепой. Перед тем как принести его в зоопарк, подобравшие Пашу люди держали его на балконе, и яркие лучи солнца выжгли незащищенные пигментом красные глаза альбиноса. Природа посылает много испытаний тем, кого создала непохожим на других. Но Паша совсем не беспомощен — он отлично ориентируется в вольере на ощупь, и при нас даже отобрал отнятый у него Люськой кусок сыра. Дама, хоть и позволяет себе иногда стащить у Паши лакомство, относится к нему очень трепетно. Однажды, рассказывает Александр Шкрабалюк, Паша вылез на улицу через оставленную неопытной смотрительницей щель в сетке, и Люся криками вернула своего слепого друга домой.

Детей у них пока нет. А если и появятся, то скорее всего будут обычными черными воронами. Ген белой окраски — рецессивный, и, согласно законам генетики, только 25% потомства может унаследовать снежные перья. Послав родителям испытания непохожестью на других, природа создает их детей обычными членами вороньего общества. Наверное, это правильно. Хотя бы потому, что для того, чтобы чудо оставалось чудом, оно должно быть редким.

ВОПРОС «Дня»

«Белая ворона» вне зоопарка — «ошибка природы» или двигатель общественной эволюции?

Юрий РЫБЧИНСКИЙ, поэт, автор рок-оперы «Белая ворона»:

— Понятие «белая ворона» применимо как для политики, так и для общества. Ведь политика — это и есть часть общества. В принципе, «белая ворона» — явление, выходящее из принятых и установленных для личности рамок, ее возможностей. Один из самых основных признаков человека-«белой вороны» — это то, что он не человек стаи. «Белую ворону» в свою стаю не принимают, потому что она эту стаю выдает. У всей стаи должны быть одни и те же признаки. «Белая ворона» — это одинокий лидер, обреченный на одиночество из-за своей непохожести на других.

Евгений ГОЛОВАХА, доктор философских наук, заведующий отделом Института социологии:

— В социологии и социальной психологии эта категория людей имеет несколько другое название. Речь идет о так называемых нонконформистах — людях, способных противопоставить свое мнение и свою позицию большинству. Поэтому прежде чем говорить о том, кто такие «белые вороны» в политике и обществе, надо понимать, что же является самым главным, важным и доминирующим в самом обществе. Если в западном обществе доминируют современные процессы интеграции, единения, глобализации, то, естественно, «белыми воронами» становятся те, кто выступит против этого. Отчасти и террористы попадают под эту категорию.

В нашем же обществе ситуация несколько иная, ведь мы еще находимся на так называемой переходной стадии. У нас господствующей идеологией стали «переходные нормы». Создается очень сложный конгломерат. Поэтому говорить о том, что кто-то выступает конкретно как наша «белая ворона» — человек, который хочет противостоять существующей политической и социальной системе, — крайне сложно.

В нашей ситуации быть «белой вороной» в политике и обществе — это отстаивать четкие и ясные социальное правила, нормы и принципы, исключающие все механизмы, связанные с политической продажностью, исключающие возможность применения двойных политических, социальных и моральных стандартов, которые у нас еще доминантные. Человек, не меняющий политические позиции в зависимости от материальной выгоды или легко меняющейся политической конъюнктуры, который четко отстаивает свои взгляды и способен в обществе не приспосабливаться к двойным стандартам, а отстаивать свою морально-однозначную позицию. Вот такие люди и есть «белыми воронами» в нашем обществе. Посмотрите программы политических партий — это, как правило, эклектика и конгломерат — от крайне левых до крайне правых политических взглядов, мнений. Это связанно с тем, что в таком аморфном и неопределенном обществе у политиков всегда есть потребность понравиться всем. А понравиться всем можно, только проповедуя противоречивые эклектичные взгляды. И «белой вороной» станет тот, кто сумеет очень четко изложить свою позицию, не подстраиваясь под доминирующую общественную и политическую атмосферу.

Естественно, что занявшие такую позицию люди будут страдать в большей степени, чем те, кто приспосабливается к доминирующим нормам. Но нонконформисты всегда были нужны для того чтобы развитие общества шло в четком социальном направлении. И для нас этот вопрос сейчас представляет еще большую актуальность, чем для многих других государств мира.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, Владимир ДЕНИСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ