Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Авария на коллекторе,

которой не могло не быть
30 января, 2002 - 00:00

В том, что трубы время от времени прорываются, нет ничего удивительного. Безусловно, лучше бы они прорывались не 30 декабря, во время подготовки к празднованию Нового года, а, скажем, 30 июня, тогда ремонтникам не надо было бы вгрызаться в промерзший грунт. Но в Черкассах все случилось именно в канун Нового года, 30 декабря. Итак, напомним факты: около 1 часа 30 минут в областном центре произошла авария на канализационном коллекторе, по которому сбрасываются городские стоки на очистительные сооружения АО «Азот» («День», №3). Ситуация была очень сложной. Чтобы на время проведения ремонтных работ уменьшить количество поступающих на очистные сооружения стоков, было принято стандартное в таких случаях решение — ограничить подачу воды в город и приступить к ремонту (было понижено давление и ограничено поступление питьевой воды на уровне первых этажей).

Возникает вопрос: почему стоки города сбрасываются на очистные сооружения «Азота», а не на свои собственные? Все дело в том, что городские очистные сооружения давно пребывают в нерабочем состоянии. Еще в 1990 году, когда с городскими очистными начались проблемы из-за износа, их эксплуатацию приостановили, а стоки пустили на очистные «Азота». Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Свои очистные город так и не отремонтировал. И теперь в случае аварии все шишки, естественно, должны были достаться «Азоту». Генеральный директор последнего Борис Райков, кстати, провел на коллекторе все новогодние праздники.

Мэр Черкасс Владимир Олейник в дни аварии демонстративно дефилировал со своим замом по улицам города в камуфляжной форме, будто только что вылез из-под прорвавшего коллектора… Хотя, как читатель понимает, ликвидацией аварии занимались бригады «Азота» да еще, может быть, «Черкассыводоканала». По словам ремонтников, их страшно раздражало паломничество чиновников всех рангов к месту аварии. Они зачастую просто мешали работать.

Понимая, какая угроза нависла над городом, на место аварии в срочном порядке прибыли все ремонтные службы «Азота», аварийная бригада «Черкассыводоканала» и работники управления по вопросам чрезвычайных ситуаций. Совместными усилиями на отрезок поврежденной трубы удалось наложить бандаж, локализовать «прорыв» и в 11.00 31 декабря возобновить водоснабжение города в нормальном режиме. Новый год черкасщане встретили с водой и в праздничном настроении. Правда, ремонтные работы продолжались до 3 января. Кстати, проблемы на этом не закончились, и 4 января снова произошел прорыв, но уже в значительно меньших масштабах. Он был ликвидирован бригадой ремонтников «Азота» в течение нескольких часов, так что город ничего не заметил. 5 января произошли еще два прорыва, в результате которых в Днепр попали еще около 40 тыс. кубометров жидкости. Всего, по официальным данным, в Кременчугское водохранилище попало более 300 тыс...

Об аварии сообщали региональные и общеукраинские СМИ. Цифры выбросов стоков в Днепр от публикации к публикации увеличивались едва ли не на порядок. Фигурировали выражения «экологическая катастрофа» или «экологическая катастрофа общегосударственного масштаба». Впрочем, были публикации и другие — утверждавшие, что ничего существенного не произошло, а просто было много шума из ничего. Умудренный опытом читатель понимает, что истина где-то посередине.

Сегодня, когда после аварии прошло время, объективной информации стало значительно больше, и тема прорвавшего коллектора по-прежнему актуальна.

ПРОРЫВ

Что собой представляет коллектор? Это три трубы: две диаметром 700 и одна — 1000 мм, проложенные на глубине около 3-х метров. Стоки из города поступают на насосные станции, где под давлением в несколько атмосфер закачиваются в трубопровод (собственно коллектор) и подаются на очистные сооружения. Проложен коллектор в грунтах с достаточно сложной геологической обстановкой, вызванной близостью Днепра. Это болотистая почва с высоким уровнем грунтовых вод и «плавунами» (последние могут вызвать проседание труб). На сегодня коллектор — достаточно старое сооружение, строилось оно еще в 1968 — 70-х годах.

Прорыв произошел в рабочем районе микрорайона Змагайловка, что у Чигиринского шоссе. Информация о том, что в момент аварии в коллекторе проходили стоки крупнейшего химического предприятия Черкасщины АО «Азота» или других химических предприятий, не подтвердилась. «Азот» пользуется отдельным коллектором, не сообщающимся с городским, а другие предприятия, пользующиеся именно этим коллектором, не работали, ибо был выходной.

Службами, контролировавшими прорыв коллектора, заявлено, что в Днепр во время аварии было сброшено 274 тыс. кубометров жидких отходов. Все другие цифры, фигурирующие в публикациях, ни одной службой не подтверждаются. Что же представляет собой этот выброс? Чтобы читатель мог представить его объем, поясним, что это параллелепипед с основанием 100 на 100 метров и высотой 27 метров.

Много это или мало? Пожалуй, это главный вопрос, который сейчас интересует жителей города. Безусловно, не мало. Но в гигантских объемах Кременчугского водохранилища, которое составляет примерно 9 миллиардов тонн, подобный объем не может хоть сколько-нибудь повлиять на экологию акватории.

Многих, конечно же, интересует, выше или ниже по течению от города произошел сброс. К счастью, ниже, и ближайший крупный населенный пункт на пути сброса — Светловодск, где, кстати, значительно усилены меры контроля воды, но изменение ее состава до сих пор не обнаружено, что косвенно подтверждает наши выводы о том, что сброс этот в масштабах водохранилища достаточно малая величина.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Стоки идут по двум 700 миллиметровым трубам, а третья, на которой и произошел прорыв, перекрыта и обследуется специалистами методом так называемого шурфования. Уже известны и первые результаты исследования. Труба, о которой шла речь, на протяжении 1,5 километров (где и произошел прорыв), имеет серьезную коррозию и требует капитального ремонта.

По мнению специалистов, повышенная коррозия именно этого участка может быть связана с рядом причин. О некоторых — влияние характера грунтов, наличие так называемых «плавунов» и физическом износе — мы уже говорили. Но появились и еще некоторые небезынтересные факты. Поверх коллектора проложен газопровод, идущий на асфальтный завод. Подобная прокладка «внахлест», кстати, категорически запрещена из-за возможного появления в трубопроводах так называемых «блуждающих токов», которые, учитывая множество щелочных и кислотных составляющих стоков и даже без них, могут приводить к ускоренной коррозии труб. Для подобной совместной прокладки нужны специальные станции катодной защиты, которых, естественно, нет.

Второе — поверх трубы коллектора идет высоковольтный кабель, что тоже категорически запрещено. Из-за все тех же токов. И последнее — поверх коллектора стоят гаражи, в том числе и капитальные, что значительно усиливает давление на трубы и тоже запрещено. Так что картина вырисовывается очень интересная. Если окажется, что причина аварии — газопровод, кабель или гаражи, то сразу возникает вопрос, кто разрешил прокладку или строительство? Тут же встанет и вопрос, чья это территория — города или района и кто несет ответственность по разрешительным визам строительства этих объектов. Но пока, конечно, какие бы то ни было выводы делать рано.

В настоящее время на коллекторе работает несколько комиссий, начиная от экологической прокуратуры и заканчивая проектным институтом, спроектировавшим коллектор. Тут же работают специалисты «Черкассыгаза», «Облэнерго» и «Азота». По их заключениям и будет сделан вывод о том, кто виноват в аварии на коллекторе и что с ним делать дальше.

«Азот», кстати, по имеющейся в распоряжении редакции информации, готов отремонтировать за свой счет 1,5-километровый отрезок трубы. Безусловно, будет реконструирован и весь коллектор. Но если выяснится, что дело в структуре грунтов, то в будущем, возможно, придется даже переносить коллектор в другое место. Подальше от воды. Скажем, туда, где сейчас проходит коллектор того же «Азота». Тут уж без денег из резервного фонда Кабмина или других дополнительных источников финансирования не обойтись.

Александр АНГЕЛ Черкассы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ