Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киевская коллекция японской живописи

30 января, 2002 - 00:00

В Музее истории города Киева проходит выставка «Современная японская живопись». Представленные на ней картины были переданы в дар Музею Ассоциацией японских художников и Муниципалитетом города Киото, побратима Киева, еще в 1983 году.

За прошедшие с этого времени годы даже самые смелые формальные поиски японских художников утратили конфликтную несовместимость с консервативным восприятием наших зрителей и искусствоведов. Сегодня они представляются вполне традиционными образцами современного искусства.

Учитывая точку зрения японских теоретиков искусства, современной живописью Японии принято считать все, что было создано в стране с 1868 года, после революции Мэйдзи. Не утратив своей созерцательной природы, японская живопись допустила в арсенал собственных выразительных средств некоторые приемы европейского реализма. Продлевая параллели, есть соблазн в свободных росчерках туши, теряющих привычное сходство с передаваемой натурой, увидеть влияние западного авангарда. Но ненарушимость мировоззренческих идеалов Востока, склонного к контакту с чужими идеями, но не к отказу от собственных в этих опытах, скорее позволяет усмотреть здесь новый виток древнего искусства каллиграфии. В произведениях, имеющих непосредственное отношение к традиционному стилю, используются извечные материалы: рисовая бумага, шелк, тушь. Привнося в приемы передачи природы нюансы европейской пейзажной живописи, художники Киото тем самым подчеркивают волшебство, скрытое в реальных ландшафтах. Считая, что картины природы, созданные деревьями и цветами имеют определенную энергетику, способную влиять на людей и передавать им некоторую жизненную силу, авторы пейзажей освобождают свои картины от случайных элементов, словно расчищая канал для идущей к зрителю энергии.

Подобно коротким стихам хайку, использующим кодовые слова для передачи мгновения одного из времен года, японская живопись способна минимумом технических приемов передать целый калейдоскоп эмоций, вызванных картиной природы. Колористический минимализм, столь не свойственный европейскому пониманию живописности, словно подтверждает мнение японцев о том, что цвет нужен для того, чтобы заставить вещи раствориться в пустоте.

Совершив в ХХ веке небывало быстрое внедрение в сферу современных технологий и вовлечение в круг собственных интересов новейших изобретений цивилизации, Япония в области изобразительного искусства сохранила глубочайшее понимание традиции. Не прибегая к ее консервации, а эстетически оттачивая заложенный в ней потенциал.

Умение познавать в простых формах окружающего мира изысканность высшей гармонии прекрасно продемонстрировано в картинах, тщательно отобранных японской стороной для дарения киевскому Музею.

Наталия СМИРНОВА, искусствовед, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ