Визит Зленко в Китай важен и интересен с нескольких точек зрения. Во- первых, его вполне можно рассматривать как один из шагов Киева в новом геополитическом раскладе. На фоне сближения интересов Соединенных Штатов и России логичной представляется активизация политического сотрудничества Украины с Китаем. Во-вторых, визит Зленко является своеобразным ответом на прошлогодние визиты высокопоставленных китайцев в Киев. Украину посетили министр иностранных дел Тан Цзясюан, руководитель КНР Цзян Цземинь. В-третьих, главную роль в поездке Зленко играет экономическое измерение. В последнее время становится чем дальше, тем заметнее продвижение «украинского производителя» на Восток. Один из первых заграничных визитов в этом году Зленко осуществил в страны Персидского залива.
Громких скандалов в украинско-китайских отношениях не было, слишком теплых отношений — также. Определенное время отношения были просто заморожены — после того, как Украину с частным визитом посетил вице-президент Тайваня. Всяческие объяснения не помогали. Не приняли во внимание в Пекине и то, что Тайвань давно имел свои представительства (не дипломатические) в разных странах мира. Видно, не вышла Украина тогда весовой категорией. Несколько лет назад в Украине разгорелся настоящий шпионский скандал: китайских шпионов обнаружили в Днепропетровске и депортировали в КНР. Но это все — уже забыто.
Уровень товарообмена между странами в последние годы плавно приближается к миллиардной отметке. Еще в позапрошлом году он составлял $590 млн., а в прошлом — уже $800 млн. Если же Киеву удастся реализовать ряд запланированных проектов, то вполне можно ожидать кардинального повышения этого показателя. Речь идет, в частности, о сотрудничестве в авиационной сфере и в освоении западных провинций Китая, куда Пекин пытается привлечь инвестиции, и в отношении чего в последнее время начал проявлять интерес Киев.
Китайцы неоднократно проявляли заинтересованность в украинских самолетах серии «Антонов». Чтобы изучить их показатели, в прошлом году в Киев приезжала представительная китайская делегация. Тогда же был подписан протокол о покупке двух самолетов Ан-74. Посол КНР в Украине Ли Гобан во время встречи с журналистами на заседании пресс-клуба украинского МИД также сообщил о заинтересованности в самолетах Ан-70. Украинское АНТК «Антонов» проводило переговоры с китайскими заводами о реконструкции самолетов Ан-12 и Ан-3. Китайская сторона к тому же заявляла о заинтересованности в налаживании производства на своей территории украинских самолетов Ан-140. Хотя и признано, что позиции украинской авиапродукции уступают европейскому «Аэробусу» и американскому «Боингу», китайские дипломаты считают, что украинскому АНТК стоило бы открыть свое представительство в КНР.
Положительно в Пекине рассматривают и намерения украинцев принять участие в освоении западных регионов Китая. Этот вопрос также поднимается во время визита Зленко. Пока что Украина не объявила ни одного конкретного проекта. Впрочем, в китайском посольстве надеются, что «Украина, показав лучшую конкурентоспособную технику и продукцию, победит в тендере».
Поиск рынков сбыта украинских товаров на Дальнем Востоке (не всегда проявляющем особое расположение к Вашингтону) вполне естественный и в плане введения Соединенными Штатами торговых санкций против Украины на прошлой неделе.