Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вечера на хуторе близ Европы

24 января, 2002 - 00:00

Не пора ли нам после очередной победы собраться вечером на родном украинском Хуторе, на околице которого расположен геополитический «пуп» Земли. И пригласить к застолью на Хуторе, отождествляемого недругами с «серой зоной» Европы, не заморских советников, а великого русского писателя украинского происхождения, и осмыслить происходящее. Благо, что горилка в период чрезмерно развитого капитализма не только имеется, но и отличного качества.

ОБОЛЬЩЕНИЕ БОГАТСТВОМ

«Если бы мы все, вместо того чтобы рассуждать о духе времени, взглянули, как должно, на самих себя, мы гораздо больше выиграли бы…» Николай Гоголь

Украину пронизывает высокое напряжение энергетики «Мертвых душ» — узловой станции на политической карте страны. Доморощенный «предприниматель» от власти разъезжает на мерседесовских бричках в поисках добычи, бессознательно цитируя бессмертного Гоголя: «Кто ж зевает теперь на должности? — все приобретают. Несчастным я не сделал никого… пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?… что скажут потом мои дети? Вот скажут, отец скотина, не оставил нам никакого состояния!». Великий писатель был не против богатства, он лишь призывал на упорядочение деловой активности без обольщения богатством, связывал реформу, «преображение жизни» через «праведное хозяйство».

«Обольщение богатством» особенно опасно для холопа, служащего, не жалея живота своего хозяину и забывшего, что он должен оставаться мужем: «Все у нас теперь расплылось и расшнуровалось. Дрянь и тряпка стал всяк человек; обратил сам себя в подлое подножье всего и в раба самых пустейших и мелких обстоятельств, и нет теперь нигде свободы в ее истинном смысле… Нигде я не вижу мужа».

Что греха таить, и на Запад мы рвемся ради богатой и сытой жизни. Для это используются все возможные приемы, кроме одного. Нам некогда думать. Так воспользуемся гостеприимством украинского Хутора. Может быть, с окраины политической жизни, где время течет медленнее и осознаннее, виднее выбранные европейские пути и дороги. И пока на главном дворе украинского Хутора устанавливают очередного херувима, усадим за праздничный стол дорогих гостей. Конечно, хотелось бы пригласить не только Гоголя, но и других Великих украинцев, чье многоголосие пронизано любовью к отечеству. Но не все так просто на родном Хуторе. Поэтому попросим великих соотечественников пока не беспокоиться. Многим из них уже было отказано в праве возвысить голос о судьбе Украины. Другое дело, «истинные украинцы» — настоящие герои славного десятилетия, пробивавшие лбом путь в богатую Европу.

ДЕМОНЫ ПРОВИНЦИАЛИЗМА

Коммуникационная природа культуры основана на драгоценном свойстве пограничья. Если эта рубежность разрушается ради «чистой» национальной культуры или возводится «железный занавес» в духовном или интеллектуальном пространстве, демоны провинциализма начинают вырываться на поверхность общественной жизни.

Так уже сложилось, что после ционал-демократов на абсолютную истину не подтвердились созидательной деловой активностью. Здесь истоки самой большой трагедии Украины и, возможно, политического кризиса национал-демократического движения. Вместо того, чтобы услышать социокультурное многоголосие не только Галичины, но и Волыни, Закарпатья, Буковины, Черниговщины, Северщины, Полтавщины, Слобожанщины, Подолья, Запорожья, Новороссии, Крыма и других исторических земель, на основе которого и строить украинскую государственность, власть пошла по наиболее простому пути. В качестве фундамента была взята лишь галичанская традиция как общенациональная.

Привыкшая в прошлом к примитивизации, «новая» власть нашла себе достойных союзников в виде национал ориентированных «истинных» украинцев, приватизировавших себе право от всего украинского общества выступать «буревестниками» и оплотами демократии. Национал-демократы перепутали «научный», или дремучий, национаХачатурян, Айвазовский — армяне, Куприн — татарин; братья Рубинштейны, Левитан, Репин и Пастернак — евреи; Достоевский — белорусско-польские корни, братья Мечниковы — молдавско-еврейские корни, Павел Флоренский — армяно-еврейские корни. Исключительное место в русской культуре занимают Маргиналы славянско-татарского происхождения. Вот только несколько русских фамилий тюркского происхождения: Аксаков, Арсеньев, Ахматов, Бердяев, Булгаков, Бунин, Годунов, Державин, Карамзин, Рахманинов, Танеев, Татищев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Тютчев, Чаадаев и многие другие. У великого русского полководца Александра Суворова матушка была армянкой по происхождению.

Вряд ли в начале двадцать первого столетия у других народов, включая первобытные африканские племена, можно найти примеры добровольного отказа от своего культурного наследия. Это удалось осуществить только на украинском Хуторе, где доморощенные национал-демократы вычеркМЕТКАЯ СТРЕЛЬБА МИМО УТОПЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Трагические события над Черным морем, где украинской ракетой был сбит российский пассажирский самолет, еще раз подтвердили известную истину. В Украине человек остается самым дешевым товаром. Поэтому кому-то гибель нескольких десятков иностранных граждан показалась незначительным событием по сравнению с происходящими процессами планетарного масштаба. Это у западной социал-демократии отрицание самоценности отдельного гражданина является признаком прогрессирующей дикости.

Но кого может удивить такая стрельба? Десятилетие независимости, или «самостийности», прошло в непрекращающейся меткой стрельбе мимо намеченных целей государственного строительства на пути европейского выбора. Движемся как бы на Запад, а в трудные минуты друзья приходят с Востока. Вот и ушедший год славного юбилея независимости прошел со слезами радости на глазах для «элиты в законе», а список выдающихся друзей Украины пополнился известными российскими политиками и Туркменбаши Великим. Власть не перестает говорить о европейской интеграции, но на горизонте просматриваются другие контуры.

В политической жизни Украины популярно обращение к известному художественному образу, запечатлевшему запорожских казаков, пишущих письмо турецкому султану. Особенно модным стало помещать на знаменитой картине образы политиков, глубокомысленно составляющих послание народу об очередном возрождении, правда, пока с известным результатом.

Если внимательно присмотреться, какую модель становления государственности выбрала Украина, то здесь ожидается неожиданный сюрприз. Мистика. Турецкий султан, несмотря на огромное временное расстояние, не только получил послание, но и предложил Украине восточную модель благоденствия. И разгуливающие на украинских просторах последние «оплоты демократии» с благодарностью воплотили пожелания султана. Современная Украина все больше становится похожей не на возжеланный Запад, а напоминает Османскую империю периода упадка.

Как известно из истории, после столетий Блистательной Порты, взращенной на фундаменте восточной меритократии (элиты качества), наступили трудные времена. Вестернизация по-европейски обернулась для Османской империи крайним радикальным национализмом, разделившим общество на «истинных» турок и прочих. Катастрофически рос внешний долг, экономика пришла в упадок, а беднеющее население становилось враждебным по отношению к реформаторам и иностранцам. Укоренилась привычка власти жить и паразитировать за счет зарубежных кредитов. За личную лояльность султан стал раздавать преференции (льготы) особо приближенным и корпоративным группам, а за безмерную преданность разрешал подворовывать и взаимовыгодно приватизировать народное добро. Особенно усилилась коррупция, когда султан стал получать свою долю от продажи государственных льгот. Слава Аллаху, что еще не все из этого удалось воплотить на украинском Хуторе, но и отрицать достигнутое на этом пути было бы несправедливо.

А как рассуждает великий писатель о выборе пути? Гоголь длительное время жил в Западной Европе — в Германии, Париже, Риме, Вене. Он был одновременно европейцем, русским и украинцем, но писал: «Мое сердце всегда остается привязанным к священным местам Родины». Ирония судьбы. «Истинные украинцы» отреклись от великого писателя за его принадлежность к русской культуре, а в другом лагере его обвиняли в принадлежности к западноевропейской и украинско- польской культуре. Даже Лев Толстой отмечал у него нерусскую речь. Или, вернее сказать, его русская проза была насыщена поэтической энергетикой украинского языка. Не случайно, в русских школах знаменитые тексты прозы Гоголя учат наизусть как стихотворения.

Гоголь был мыслителем европейского масштаба, одухотворенный истоками западной философии. Он писал: «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собою. Дурак тот, кто думает о будущем мимо настоящего. Он или соврет, или скажет загадку». Пути и дороги к светлому будущему сокрыты в «темном и запутанном настоящем, которое никто не хочет узнавать». В спорах «о наших европейских и славянских началах … весьма много дичи… Но дурно то, что два противоположные мнения, находясь в таком еще незрелом и неопределенном виде, переходят уже в головы многих должностных людей». Одни из них действуют в европейском духе, другие — в противоположном направлении. И тем самым для подчиненных чиновников приходит беда: «они не знают, кого слушаться». Этим и пользуются разные пройдохи: «И плуту оказалась теперь возможность, под маскою славяниста или европиста, смотря по тому, чего хочется начальнику, получить выгодное место и производить на нем плутни в качестве как поборника старины, так и поборника новизны».

Когда политики начинают рассуждать об очередном светлом европейском будущем, пришествие которого всякий раз ожидается после очередных правильных парламентских или президентских выборов, так не хочется рассуждать о настоящем. Удобнее всего «пялить глаза в будущее», махнув рукой на все неприглядное настоящее: «уже так заведено, чтобы передовые крикуны вдоволь выкричались затем именно, дабы умные могли в это время надуматься вдоволь».

Десятилетие протоптавшись в качестве бомжей на пороге европейского и американского домов, украинская политическая «элита» со своей лояльностью и образом жизни по «евростандартам» оказалась невостребованной на Западе. Ныне в Украине, где различные корпоративные группы ведут борьбу за власть и передел собственности, можно говорить о «злополучном состоянии» общества или маргинальном синдроме, имеющем отечественные корни. Может быть, среди тех, кто отдает приказы стрелять мимо намеченных целей, многие не обладают необходимыми качествами, характерными для политических элит цивилизованных государств? Но как в этом убедиться? Не существует готовых рецептов, но все же отдельные способы имеются. О них и поговорим на очередном вечере на Хуторе близ Европы. Продолжение — в одном из последующих номеров «Дня» провозглашения независимости носителями «национальной идеи» стали «истинные» украинцы. И хотя в их ряды влились граждане, независимо от партийной принадлежности, было бы не справедливо не назвать главных героев. В качестве самых «истинных» украинцев выступили национал-демократы, присвоившие право учить других, какой должна быть украинская культура и язык.

В 90-е годы среди национал-демократов была популярна идея о том, что Галичина выступает в качестве «украинского Пьемонта», по аналогии с исторической областью в Северной Италии, ставшей оплотом не только национального, но и экономического возрождения. Галичина должна была бы стать флагманом капиталистического труда, создания благоприятного инвестиционного климата и образцом свободного предпринимательства. В реальной действительности регион превратился в один из самых дотационных. Слабая конкурентоспособность промышленности, в первую очередь, машиностроения на внешнем рынке и снижение спроса внутри страны обусловили высокий уровень безработицы. Сложилась своеобразная межрегиональная специализация. Западная Украина во главе с национал-демократическими партиями специализируются на национальной идее, в частности, на панукраинизме, а Восток выделяется своим основательным вкладом в экономическую мощь государства.

Преувеличенной оказалась западная ментальность украинцев, а этнополитические притязания нализм с современной европейской социал-демократией. Предложенный обществу пропахший нафталином вариант «национальной идеи» скомпрометирован небывалым для европейской страны провинциализмом и коррупцией. Страна реально отброшена от цивилизованной Европы. Нанесен непоправимый ущерб становлению украинской государственности.

Устарела концепция украинской нации, основанная на мировоззрении времен Великой французской революции и немецкого философа Иоганна Гердера, отмечавшего важность крестьянской культуры, местных языков и фольклора. Современное государство — это не национальный ансамбль песни и пляски, а комплиментарные отношения всех проживающих в нем народов. Демократическое государство обязано быть гарантом защиты свободы личности и прав конкретного человека независимо от национальности и вероисповедования.

Представим себе, например, австрийскую или русскую культуры, если бы они отказались от своего наследия по национальному признаку. Маргинальная культура — самое величайшее завоевание и стратегический ресурс России, ее главный энергоноситель. Характерной особенностью русской культуры является ее открытость миру. Среди знаменитых людей, русских по духу и культуре — Великие маргиналы: Пушкин — из арапов, Гоголь — украинско-польско-татарские корни, Фонвизин — немец, Багратион — грузин; Лорис-Меликов, Вахтангов, нули из списка «истинных» украинцев многих великих соотечественников по языковому признаку и пытаются принудить большинство граждан на понижение своего социокультурного статуса за счет отказа от маргинальной русско-украинской культуры.

Все часто называемые беды последнего десятилетия (коррупция, упадок экономики и морали) вторичны по сравнению с воинственным провинциализмом. Сегодня мы живем в стране, где всплывшие на поверхность политической жизни «истинные» украинцы больны неизлечимой болезнью «мании величия» или глупости, от которой нет лекарств. Где элементарный жулик, увешанный наградами до пупка, объявляется «героем» капиталистического труда. Где трудно жить своим умом и трудом. Что? Нет пророков в своем отечестве? И не Павел Скоропадский писал в «Воспоминаниях»: «…великороссы и наши украинцы создали общими усилиями русскую науку, литературу, музыку и художество, и отказываться от своего хорошего для того, чтобы взять то убожество, которое нам, украинцам, так наивно-любезно предлагают галичане, просто смешно и немыслимо»?

Политический спектр должен быть многоцветным. Большинство украинских граждан, независимо от политического предпочтения, желает своему отечеству благо. Но бездумная стрельба ради казалось бы благородных целей не всегда приводит к желанным результатам.

Владимир ДЕРГАЧЕВ, профессор, доктор географических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ