Кабмин предлагает парламенту сохранить налоговые льготы для металлургов, главная из которых — уплата налога на прибыль по ставке 15% вместо общепринятых 30%. При этом условием предоставления льготы является направление не менее 75% от ее финансового эффекта на техническое перевооружение. Перевооружать действительно есть что. По устаревшей мартеновской технологии в Украине производится 48% стали, в то время как в мире этот показатель не превышает 5%. По современной технологии беспрерывного литья в мире производится 80% металлопродукции, а в Украине — лишь 16%. Заместитель госсекретаря Минпромполитики Сергей Грищенко считает, что из-за устаревания оборудования украинские металлурги уже в ближайшее время могут потерять нынешние позиции на внешних рынках.
Несмотря на неплохие итоги 2001 года, на вчерашнем заседании Кабинета Министров, посвященном проблемам металлургии, большинство приехавших директоров были не в лучшем расположении духа. По их словам, прибыльность работы предприятий в последнее время неуклонно снижается. Рентабельность отрасли в целом в прошлом году составила 6,5%, но нынешняя динамика неутешительна. Сейчас на мировых рынках цены на металлопродукцию достигли минимального значения за последние 10 лет. «Если льготы не сохранят, предприятиям придется сокращать количество рабочих мест. Другого выхода в нынешних условиях просто нет», — говорит президент корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» Сергей Тарута. Отметим, что «ИСД» контролирует мариупольскую «Азовсталь» и Харцизский трубный завод. Запорожский губернатор Евгений Карташев вчера тоже обратил внимание на социальное значение налоговых льгот для металлургии. «В отрасли заняты десятки тысяч рабочих, стабильно получающих зарплату. С помощью меткомбинатов удается решать многие вопросы в области. Металлургические предприятия сейчас переживают не лучшие времена — льготы нужно оставить», — заявил губернатор, кстати, бывший зампредседателя правления «Запорожстали».
Не исключено, что, говоря о сложностях с прибыльностью, металлурги слегка прибедняются, надеясь на сочувствие со стороны парламента. Но объективные показатели показывают, что налоговый эксперимент безусловно удался, и его нужно не прекращать, а переносить на другие отрасли. @=> Окончание на 2-й стр.
Помешать позитивному голосованию в Верховной Раде по законопроекту о льготах для металлургов может разве что политический фактор. Так уж вышло, что практически весь директорат, отрасли находится в предвыборной «копилке» блока партий «За Единую Украину!». Голосов фракций, входящих в «ЗаЕдУ!», для принятия закона недостаточно. Не исключено, что другие политические объединения не согласятся на государственную поддержку отрасли, чьи финансы могут быть задействованы на выборах, при чем в пользу лишь одного из участников.
Не исключено, что руководство металлургических компаний проводило переговоры с представителями других фракций, но в прессу эта информация не просочилась. Президент «ИСД» Сергей Тарута, кстати, не излучал уверенности, что льготы будут сохранены.
Впрочем, помимо налоговых преференций, металлургам в любом случае гарантирована правительственная поддержка, стоящая немалых денег. Премьер-министр Анатолий Кинах вчера поручил Министерству транспорта проанализировать возможность снижения железнодорожных тарифов на перевозку металлопродукции. Кабмин также запланировал простимулировать внутренний спрос на сталь со стороны машиностроения. «То, что лишь 14-15% металла продается на внутреннем рынке, говорит об угрозе зависимости от экономических и политических внешних факторов», — заявил Анатолий Кинах. Кроме того, премьер неудовлетворительно оценил работу банковской системы в направлении кредитования промышленности. На его взгляд, кредитные ставки украинских банков не отражают низкие темпы инфляции и рост ВВП. Жесткая критика по этому поводу вчера прозвучала в адрес НБУ. Премьер даже отметил валютную политику среди факторов, ставших причиной снижения доходности металлургии. Глава Нацбанка Владимир Стельмах прокомментировать это заявление категорически отказался. Но судя по тому, что с заседания он вышел первым, даже ни с кем не попрощавшись, а внешне выглядел очень раздраженным, определенное давление со стороны экспортеров на формирование валютной политики Национальный банк переживает прямо сейчас. Экспортеры хотят девальвации гривни, и по странному стечению обстоятельств гривня слегка ослабела в последние дни. Сила давления на гривню, безусловно, в дальнейшем будет зависеть от того, утвердит ли парламент закон о налоговых льготах для металлургии.