«Красную землю», новый фильм кинодокументалиста Сергея Буковского, выпущенный студией «Кинематографист», хочется отнести именно к поэтико-реалистическому дискурсу. Однако, поэтика здесь иного толка, проявляющаяся не в тех или иных формальных признаках, а в самом способе осмысления материала. Конечно, еще надо было отыскать столь благодарную натуру — поселения украинцев, эмигрировавших в Бразилию столетие тому назад и осевших на юге страны, в штате Парана. К счастью, режиссер равно далек как от соблазнов любования экзотикой, так и от диаспорно- почвеннических проявлений. Более того, ему вообще удается вырваться из-под власти кинодокумента как такового: «Красная земля» — это именно не игровое, но и не документальное кино. Здесь нет заезженных стандартов последнего — дотошных либо умильных закадровых комментариев, стремления к некой гипотетической правде, привнесенных сюжетов или специфически документалистского вуайеризма.
Буковский внимательно и корректно отслеживает житье-бытье удивительной общины. Вместе с автором наблюдаем обычные фрагменты повседневности, практически не связанные фабулой. Почему- то хочется смотреть не отрываясь — на то, как в далеких местечках и селах с диковинными португальскими названиями справляют свадьбу, танцуют, гоняют лошадей, с бесхитростным удивлением заглядывают современные украинские деньги, рубят лес, пашут землю — жирный красный грунт. Подсолнух и зеленый попугай, молодцеватый 73-летний дед, сплетничающий о своей строгой старухе, аккордеонист на закорках трактора, ослепительная бирюза небосвода над бордовой дорогой — весь фильм кажется реестром образов, хорошо знакомых, но обретенных в невиданном свете, и оттого вдвойне дорогих. Все в фильме работает на это — и режиссура, и визуальные находки оператора Эдуарда Тымлина, и музыка Вадима Храпачева, удивительно сочетающая меланхолию и задор.
Потому у «Красной земли» есть действительно поэтическое качество — атмосфера соучастия в неизведанной жизни других. Они — дальние наши, жители Красных Земель — после этого фильма кажутся по-особенному близкими. Родными...
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
СПРАВКА «Дня» : Сергей Буковский, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Украины. Автор более 30 документальных и телевизионных фильмов. Лауреат международных и отечественных фестивалей. Постановщик фильмов: «Завтра праздник», Укркинохроника (Гран-при фестиваля «Молодость», Киев, 1978 г.), «Сон», Укркинохроника (1989 г.), «Крыша», Укркинохроника (Золотой голубь Лейпцигского кинофестиваля, 1990 г.), «Знак тире», Укркинохроника (Гран-при фестиваля Media wave в Венгрии, 1993 г.), «На Берлин», студия «Контакт» (1995 г.), «Десять лет отчуждения», Internеws Ukraine (1996 г.), «Вилен Калюта. Реальный свет», Гильдия кинооператоров Украины (2001 г.), «Война. Украинский счет», телеканал «1+1» (2001 г.), «Красная земля», студия «Кинематографист» (2002 г.)