Больше всего претензий относилось к теневой приватизации, которая в прошлом году обрела невиданные масштабы. За долги с молотка в обход официальных тендеров было продано имущество, рыночная стоимость которого сравнима с суммарным годовым объемом приватизации через Фонд госимущества — свыше 2 миллиардов гривен. В тоже время большинство объектов уходили в частные руки на аукционах по цене, в несколько раз ниже номинальной. При этом в ФГИ часто не имели полной информации о запущенных процедурах банкротства, поскольку система отчетности директоров госпредприятий перед Фондом не работает.
Любопытно, что организаторами теневых схем вполне могли быть и директора предприятий, продаваемых за бесценок с молотка. И хотя Генеральная прокуратура пока не завершила расследования ни по одному прошлогоднему скандалу вокруг теневой приватизации, немецкие эксперты обратили на это внимание. В своих выводах, переданных в МВФ и Всемирный банк, они аккуратно отмечают: «Нет оснований утверждать, что руководство госпредприятий не принимает участия в доведении их до банкротства». Как доказательство, приводится тот факт, что в налоговый залог для последующей реализации на открытом аукционе, в первую очередь, вносятся не дома культуры или базы отдыха, а производственные мощности. В качестве самых показательных примеров теневой приватизации эксперты упоминают «Словянский содовый завод», «Крымский содовый завод», «Одессаоблэнерго», Белоцерковский шинный завод «Росава», «Южный машиностроительный завод», «Донбассэнерго».
В качестве простого и действенного лекарства против теневой приватизации немцы предлагают определить ФГИ эксклюзивным продавцом государственного имущества, в том числе и на аукционах за долги. Таким образом предполагается решить хотя бы проблему заниженных цен, по которым крупнейшие предприятия уходят с молотка. До сих пор реализацией госимущества за долги занимались Налоговая администрация, а также Министерство юстиции через дочернюю компанию «Укрспецюст». Но ни та, ни другая структура не имеют четких стимулов для продажи госимущества по как можно более высокой цене. Разве что «Укрспецюст» получает 5% от суммы сделки, но прозрачность продаж через Министерство юстиции (с оценкой и продажей в течении нескольких дней и публикацией объявления о аукционе в сомнительной прессе) вызывает вопросы. Другими словами, нет гарантий, что некоторые специалисты «Укрспецюста» не являлись сочувствующими теневой приватизации. По этому поводу, кстати, сейчас ведет следствие Генпрокуратура, что стало причиной целой волны увольнений сначала в Минюсте, а потом и в «Укрспецюсте».
Впрочем, председатель ФГИ Александр Бондарь довольно скептически оценивает перспективы реализации предложения немецких экспертов. «У нас слишком много желающих продавать госимущество, и это право они конечно никому уступать не намерены. Я понимаю логику предложения немецких консультантов, но учитывая интересы различных ведомств в правительстве, шансов почти нет», — говорит Бондарь. Глава Фонда считает, что сейчас, пока будет действовать мораторий на отчуждение госимущества через суды, нужно постараться принять несколько законов, которые бы перекрывали основные схемы теневой приватизации. В то же время Бондарь уверен, что в парламенте несколько очень влиятельных политических груп не заинтресованы в скором решении этой проблемы.
Выводы немецких консультантов были направлены в МВФ и Всемирный банк, и не исключено, что предоставление ФГИ исключительного права на продажу госимущества станет одним из условий дальнейшего кредитования Украины этими организациями. В нынешнем году правительство будет готовить новую программу приватизации. Безсусловно, и МВФ, и Всемирный банк, как лоббисты интересов международного капитала, постараются повлиять на содержание этого документа. Иностранным инвесторам выгодно, чтобы продажа крупных украинских заводов осуществлялась на публичных аукционах. В реализации теневых схем они изначально неконкурентны, хотя бы потому, что не имеют исторических связей с местными властями, и, грубо говоря, не знают, кому какую взятку нужно дать. Так что учитывая наличие бизнес-интересов практически во всех фракциях как нынешнего, так, безусловно, и будущего состава парламента, не сложно спрогнозировать жаркую дискуссию вокруг программы приватизации. И война за право «продавать Родину», очевидно, станет главной темой этой дискуссии. Если дискуссии будут перерастать в политико-финансовые скандалы, то падение цены на украинскую собственность продолжится.