Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

У рекламщиков есть повод выпить и закурить

19 декабря, 2001 - 00:00

После месяца раздумий Президент Леонид Кучма все-таки наложил вето на новую редакцию закона «О рекламе». Этот документ запрещал прямую рекламу табачных изделий и алкогольных напитков. Известно, что изначально Президент был намерен подписать закон, ведь за него проголосовало подавляющее большинство депутатов — 310 голосов. Но бурная волна публичных протестов рекламщиков (вот где они смогли применить свои способности), а также слегка запоздавшая, но довольно четкая аргументация Кабмина, заставила Администрацию Президента провести более тщательный анализ этого документа.

В случае подписания закона потери рекламного рынка нашей страны оценивались суммой 1,5 миллиарда гривен в год. Также потеря рабочих мест грозила 60-ти тысячам специалистов. Любопытно, что в открытом письме на имя Леонида Кучмы главы ведущих рекламных объединений просили не об отмене запрета на рекламу табака и алкоголя, а лишь о его отсрочке. Ведь закон не предусматривал никакого переходного периода, и мог привести к срыву огромного количества долгосрочных контрактов.

Узнав о том, что закон не прошел, во многих рекламных агентствах позавчера и вчера были объявлены праздничные вечеринки. Так руководители компаний отметили окончание долгого периода неопределенности, грозившего поставить под вопрос их бизнес, сократив доходы сразу почти вдвое. Впрочем, борьба еще не окончена. Ведь теперь Верховная Рада должна рассмотреть закон с поправками Президента, и если те 310 депутатов, что проголосовали «за», сделают это еще раз, то вето будет преодолено.

О намерении агитировать за преодоление президентского вето уже заявила парламентская фракция партии «Яблоко». Михаил Бродский, в качестве компромисса, согласен на то, чтобы алкогольные производители рекламировались лишь в качестве торговой марки. Кстати, на сегодняшний день на отечественных телеканалах реклама вредных для здоровья товаров официально запрещена, что, впрочем, не мешает каждому юному футбольному болельщику знать, что стоит за торговыми марками спонсоров трансляций.

Сторонники новой редакции закона настаивают на немедленном ограничении рекламы, и деловая часть проблемы их не интересует. «Частичные ограничения и отсутствие ограничений — это одно и тоже. Они не имеют смысла. И только полный запрет рекламы табака и алкоголя действительно мог бы уменьшить потребление этих веществ», — говорит Константин Красовский, директор Украинского центра по проблемам алкоголя и наркотиков.

В тоже время за последний месяц письма на имя Президента с просьбой о вето отправили не только рекламные ассоциации, но и производители сигарет и алкоголя, которые боялись роста контрабанды. «Если бы закон вступил в силу, отрылся бы путь к контрабанде. Она ведь в рекламе не нуждается. Ее рекламирует цена, а не качество», — объяснял свою позицию председатель Ассоциации «Укртютюн» Валентин Егоров.

Впрочем, через четыре года все страны Совета Европы, в том числе и Украина, все равно будут обязаны запретить прямую рекламу табака и алкоголя. Такое решение приняла Парламентская Ассамблея Совета Европы. Длительный переходный период выбран специально, чтобы рекламщики могли выполнить все долгосрочные контракты. Отметим, что в прошлом году Европарламент утвердил аналогичный запрет на рекламу табака и алкоголя, но Европейский суд отменил это решение, как ограничивающее свободу бизнеса и угрожающий выполнению ранее заключенных договоров. Кстати, в США, откуда в Европу докатилась мощная пропагандистская кампанию по ограничению рекламы, все постепенно возвращается на круги своя: там снова начали рекламировать алкогольные напитки в телевизионном эфире.

Что же касается самого украинского закона «О рекламе», специалисты отмечают необходимость его принятия, естественно, без пуктов, вызвавших протесты. Ведь этот документ устанавливает четкие правила работы для отрасли. В частности, регламентирует рекламу медикаментов, оружия, услуг по привлечению средств населения, запрещает сравнительную рекламу. Рассмотрение закона с президентскими поправками ожидается в парламенте еще в этом году.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ