Ирина ГОЛОВНЕВА, кандидат психологических наук, завкафедрой социальной работы и психологии Харьковского гуманитарного университета «Национальная Украинская Академия»:
— Ряд социологических исследований свидетельствует о том, что сегодня у людей максимальный показатель доверия к себе и минимальный — к общественным организациям и политическим объединениям. На данном этапе самое главное внушить народу оптимизм, заставить каждого поверить в самого себя. Люди сегодня недооценивают себя и склонны к депрессивному реагированию на все происходящее. В то время как предпосылки для оптимизма все-таки у украинцев есть: это, в первую очередь, потенциал народа и интеллектуальное его развитие и то, что украинцы всегда были и будут компанейскими и радушными. На данном этапе самое главное показать, что все зависит от каждого члена общества. Сейчас очень многие нуждаются в психологической поддержке, и возможно, что одним из вариантов этой поддержки может быть демонстрация положительных результатов деятельности, успеха. Люди немного соскучились по сказке, и поэтому им нужно показывать в фильмах и передачах примеры того, как достигается желаемое своим трудом. Сегодня существует ряд явлений, которые заставляют нас с оптимизмом смотреть в будущее. Например, то, что несмотря на сложную экономическую ситуацию, студенты толпами идут учиться, потому что хотят получить высшее образование. Сейчас намного активнее стала молодежь, может, конечно, эта активность не всегда направлена в нужное направление, но по сравнению с тем, что она много лет подряд была совсем инертной, это большой прогресс. А кроме этого, объективно, у власти сейчас становится больше специалистов, чем в былые времена. Таким образом, основная наша задача — это увидеть положительное и вести себя соответственно.
Елена ДОНЧЕНКО, доктор социологических наук, завлабораторией психологии масс и организаций Института социальной и политической психологии:
— Мы слишком далеко зашли на пути пессимизма и апатии, чтобы сейчас говорить о положительной мотивации и оптимизме. Для этого нам нужно изменить стиль политики, она должна быть более открытой и понятной. Нужно говорить с душой народа и на языке этой души. Никто не ощущает в себе стимул идти вперед, чтобы он возник, мы должны придти к социальной стабильности и ощутить на себе защиту государства. У нас нет лидера, которому бы все верили и за которым шли, это нам не дает мотивацию к действию, энергетика народа сейчас находится практически на нулевом обозначении.
Владимир ОСОВСКИЙ, профессор кафедры социологии НАУКМА:
— Сейчас каждый должен искать положительную мотивацию и заряжаться оптимизмом в так называемых первичных группах, то есть в ближайшем окружении, семье, друзьях. В эпоху трансформации во многих странах только это и становилось для народа источником положительных эмоций. Первичные группы — это связующее звено между человеком и вторичными группами. Но определенные положительные явления все-таки присутствуют в нашем обществе. Уже несколько лет сравнительно стабильно платят зарплату, снят идеологический камуфляж, существуют элементы свободы слова. Но последнее актуально лишь для тех, кому есть что сказать, а остальные находят для себя другую положительную мотивацию. Я скептически отношусь к утверждениям о депрессивности нашего общества. В опросах люди отвечают: «так жить нельзя» (потому что мы им предлагаем такой вариант ответа), и живут. Говорят, что мы вымираем от голода, а товарооборот увеличивается. Просто мы сейчас переживаем такое явление как аларизм — презентация нынешней экономической ситуации как нетерпимой. Это нормальное явление для посттоталитарных стран. Но оптимизм у нам присутствует, чтобы в этом убедиться, нужно просто посмотреть на современную молодежь.
Юрий РОМАНЕНКО, первый научный сотрудник Института социальной и политической психологии:
— Сейчас нашему обществу оптимизм может внушать национальная идея. Мы можем радоваться тому, что определенные остатки этничности и культуры у нас все-таки есть, что они не полностью истреблены. Но все-таки оптимизма как общесоциального явления сейчас в Украине нет. Существуют люди, которые смогли адаптироваться к нынешним условиям, но в целом явление оптимизма в нашем обществе практически отсутствует.