Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нобелевская премия и призрак Эйнштейна

11 декабря, 2001 - 00:00

Сегодня отмечается сотая годовщина со дня первых награждений Нобелевскими премиями. С тех пор и до наших дней они продолжают вызывать к себе сильный интерес и являются предметом постоянных дискуссий.

Альфред Нобель умер 10 декабря 1896 года. Когда его завещание было вскрыто, то обнаружилось, что все свое большое состояние он отдал на учреждение премии, которая сейчас носит его имя. Были упомянуты пять премий: по физике, химии, физиологии или медицине, литературе и премия за мир; также были названы четыре организации, ответственные за принятие решений по присуждению премий: Королевская академия наук Швеции (по физике и химии), Каролинский институт (по физиологии или медицине), Шведская академия (по литературе) и группа, назначенная норвежским парламентом и позже получившая название «Нобелевский комитет Норвегии» (за мир). Тогда Швеция и Норвегия были в одном союзе.

С момента учреждения Нобелевской премии было выдано более 650 медалей и дипломов за заслуги в областях, первоначально определенных самим Нобелем. В 1968 году Банк Швеции в память об Альфреде Нобеле учредил премию в области экономических наук. Большинство этих премий связано с научными открытиями, литературными шедеврами и попытками водворить мир в этот бурный век.

Связующей нитью, проходящей через все истории Нобелевских лауреатов, является понятие творчества: как индивидуальных творческих способностей, так и творческого окружения. Одна из таких историй — история Нобелевского лауреата в области физики, Альберта Эйнштейна — яркий тому пример. Наверное, самым частым вопросом в отношении Нобелевской премии по физике является следующий: «Почему Эйнштейн не получил премии за свою теорию относительности?»

В 1905 году, в свой «annus mirabulis (выдающийся год)», в возрасте 26 лет Эйнштейн опубликовал три работы, которые оказали воздействие на весь ХХ век, а не только на физику. Одна из этих работ касалась специальной теории относительности, в которой описывалось, как пространство и время или масса и энергия связаны друг с другом при высоких скоростях. В другой работе описывалось «броуновское движение», хаотичное движение малых частичек в жидкости, возникающее в результате их столкновений с молекулами жидкости. И, наконец, в третьей работе объяснялся фотоэлектрический эффект, или почему свет может заставить электричество покидать металлические поверхности — явление, которое мы используем в обычных фотоэлементах.

Из этих трех теорий, о теории относительности было написано и сказано больше всего. Когда Королевская академия наук Швеции год за годом просила ученых выдвигать своих кандидатов, многие говорили, что Эйнштейн заслуживает Нобелевской премии по физике за свою специальную теорию относительности. Но Нобелевский комитет по физике не соглашался с этим, и в течение многих лет Эйнштейну не присуждалось никакой премии!

Вначале Нобелевский комитет утверждал, что теория, возможно, ошибочная, и что будет лучше подождать, пока не будут получены экспериментальные доказательства, подтверждающие теорию Эйнштейна. После того как Эйнштейн смог обобщить свою теорию и ввел в нее искривленное пространство-время, в котором свет огибает массивные астрономические тела, число предложений о его награждении возросло еще больше.

Но в составе Нобелевского комитета по физике было влиятельное лицо, Альвар Гульстранд, профессор из Уппсальского университета и Нобелевский лауреат 1911 года в области физиологии и медицины, получивший ее за свою работу о том, как свет преломляется в глазу. Он считал, что Эйнштейн ошибался, и пытался доказать это, производя свои собственные расчеты. Сегодня мы знаем, что Гульстранд был не прав, но его мнения было достаточно, чтобы заблокировать процесс присуждения премии.

Однако, другой профессор из Уппсалы, специалист в области математической физики, Карл Вильгельм Озеен, понял теории Эйнштейна, а также понял, что в Нобелевском комитете по физике нужен баланс власти. И после своего избрания в члены Академии он в 1921 году первым предложил присудить Эйнштейну Нобелевскую премию за его работу по фотоэффекту. Это единственное выдвижение на получение Нобелевской премии склонило чашу весов в пользу Эйнштейна.

Озеен был избран членом Нобелевского комитета и написал положительный отзыв на теорию фотоэлектрического эффекта. И уже на следующий год Альберт Эйнштейн был награжден Нобелевской премией по физике за 1921 год «за его вклад в развитие теоретической физики, и особенно за открытие им закона фотоэффекта».

Итак, ошиблась ли Королевская академия наук, когда не присудила Нобелевскую премию Эйнштейну за то, что большинство людей склонны считать его наиболее важным интеллектуальным открытием? Многие утверждали, что так и было. Но прежде чем выносить окончательное суждение, необходимо немного больше изучить историю физики.

Из всей этой истории ясно, что работа Энштейна, опубликованная в 1905 году, не только объяснила фотоэффект, но и положила начало чему-то гораздо более значительному, чему-то революционному: она ввела понятие фотона, волны-частицы, которое не только лежит в основе нашего понимания микро- и макрокосма, но и широко применяется в технике, например, в медицинских лазерных скальпелях и лазерных диодах, используемых при передаче информации через Интернет. В соответствии с текстом завещания Альфреда Нобеля, в котором требуется, чтобы нобелевский лауреат даровал наибольшую выгоду человечеству, введение Эйнштейном понятия фотона по важности значительно превосходит создание им теории относительности!

Сегодня пять Нобелевских комитетов продолжают свою работу, главным образом в тех же направлениях, что и в начале ХХ века. Существенное отличие состоит лишь в числе выдвигаемых кандидатов, которое в наши дни вот-вот перевалит за несколько сотен. И лишь будущее покажет, не скрывается ли среди сотен кандидатов новый Альберт Эйнштейн!

Андерс БАРАНИ, профессор физики Стокгольмского университета и главный куратор музея Нобеля. C 1990 года — ученый секретарь Нобелевского комитета по физике.

Проект «Синдикат» для «Дня»

Андерс БАРАНИ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ