В этом году отмечает свое 425 летие старейшее в Восточной Европе высшее учебное заведение. Это — Национальный университет «Острожская академия», в духе новейших достижений современной науки и педагогики возрождающий традиции основанной князем Василием-Константином Острожским славяно-греко-латинской академии, по образу и подобию которой возникли потом первые вузы в Киеве и Москве. К юбилею в Духовном центре Острожской академии, где после освящения будет экуменическая церковь, открылась выставка киевского художника Юрия Никитина.
Будучи практикующим иконописцем и увлекаясь приемами и изобразительными мотивами украинского барокко, художник смог создать экспозицию, отвечающую стилю интерьера, к тому же сюжетно соответствующую духу и истории «Волынских Афин». Юрий Никитин давно знаком с Острогом и его художественными сокровищами. В 1986 году благодаря инициативе сотрудников Острожского Национального историко-архитектурного заповедника у художника были приобретены 5 работ для постоянной экспозиции современной живописи. Сейчас они представлены в одном из филиалов заповедника — расположившемся в Луцкой башне Острога Музее книги и печати. На переговоры с автором в Киев приезжал сотрудник заповедника Николай Бендюк — опытный реставратор, человек прекрасно знающий историю Острожского края. Знакомство это явилось для Юрия Никитина не только приятным и профессиональным контактом, но и толчком к острожским реминисценциям в творчестве. В 1997 году Юрий Никитин стал лауреатом объявленного Острожской Академией конкурса на портрет княжны Гальшки Острожской — покровительницы и меценатки Академии, легендарной личности украинской истории ХVI века, судьба которой вдохновляла писателей и художников романтизма. «Гальшка» кисти Никитина осталась в коллекции Острожской академии и теперь представлена на выставке.
И на этот раз внимание к творчеству художника было вознаграждено не только эстетическими впечатлениями. Картина Никитина «Херувимский странник» по окончании выставки останется в стенах Академии — она стала подарком к юбилею. Херувимским странником называли современники философа ХVIII века Григория Сковороду. У Никитина он изображен под яблоневой ветвью с созревшими плодами, напоминающей, с одной стороны, гирлянды барокко, с другой — плоды с древа добра и зла.
Осенний колорит портрета поддержан в экспозиции теплыми оттенками живописи на коже, пожелтевшей листвой энкаустической «Осенней аллегории» и золотыми нимбами икон. Одна из них, давшая название всей выставке — «Неувядаемый цвет» — декорирована стразами и воспроизводит богатство и пышность барочной украинской иконы. Ее праздничный колорит воспевает не только девственную чистоту Богоматери, но и красоту мира, в который как через врата вошел через свою Чистейшую Мать Спаситель.
Сюжет картины «Легенда о мандрагоре» основан на нереальных фактах из вполне реальных средневековых источников. Мандрагора — обязательный персонаж средневековых «Бестиариев», трактатов, посвященных животным и растениям как доподлинно известным, так и баснословным. Легенды о лекарственных свойствах растения мандрагоры были широко распространены в Европе. Дух Средневековья, помимо самого сюжета, подчеркнут в картине присутствием замка. Это «Вежа мурованная» Замковой горы города Острога. Да и ботаническая среда обитания героев картины вполне реально передает растения, украшающие своим цветом острожские ландшафты в начале лета.
Помимо «Легенды о мандрагоре», в которой острожские зрители с удовольствием узнавали силуэт своего знаменитого замка, на выставке представлено еще одно полотно, непосредственно связанное с острожским культурным наследием. Это «Хорватское гроно», в композицию которого вплетен часто встречающийся в иконах острожской иконописной школы сюжет «Христос-виноградарь».
Воплощению в жизнь идеи острожской выставки Никитина содействовало киевское агентство Практик. Более того, в рамках программы «Информационное Общество Украины», оно подарило библиотеке Академии серию научных и художественных изданий, посвященных проблемам современной культуры.