Сегодня происходит глубокое переосмысление представлений о стратегической стабильности в мире. Тщательно и кропотливо выстраиваемая на протяжении последних пятидесяти лет методология и инфраструктура планетарной безопасности рухнула вместе с небоскребами Всемирного торгового центра в течение буквально нескольких часов. Стало очевидным, что прежний мир, каким мы его знали и помнили — прекратил свое существование.
Новые виды угроз и глобальных вызовов привели к созданию принципиально новой мировой реальности. Реальности, в которой ход истории, видимо, будет подчинен поискам новых формул безопасности на всех уровнях — безопасности личности и семьи, безопасности предприятий и корпораций, безопасности государства и общества.
Очевидно, что события в США и новая постманхэттенская реальность являются не просто трагедией, а гуманитарной катастрофой. Фактически это политический провал, крах идеализма в международных отношениях, результат отсутствия в мире эффективной системы предотвращения гуманитарных коллапсов, вызов утверждения нового глобального общества рисков.
Давайте попытаемся проанализировать то, что происходит сейчас, во-первых, с точки зрения влияния этих событий на перспективы всего мира, а, во- вторых, как они могут отразиться на судьбе простого украинского гражданина.
Что мы уже наблюдаем в качестве непосредственных результатов данных событий? Можно говорить о частичном ограничении некоторых демократических прав и свобод в США (принятие Закона «Об объединении и укреплении Америки путем предоставления соответствующих механизмов пресечения терроризма»), жестком контроле за коммуникациями и Интернетом, усилении силового давления и надзора за гражданами, причем не только за океаном, но и здесь в Европе и Украине.
Свидетелями чего мы являемся и что нам грозит?
События, произошедшие в США, я бы назвал не просто «террористическим взломом» сложившейся системы международной и национальной безопасности, крахом инерционного сценария развития мира в XXI веке, а началом модельной перестройки мировой политики.
Вектор развития современного мира, который был направлен по линии «глобальная демократия» — «открытая неоиндустриальная экономика» — самым ошеломляющим образом столкнулся с принципиально противоположным направлением, навязываемым мировому сообществу тоталитарными странами, режимами и организациями. Миф об «автоматическом настраивании» гуманитарной сферы на темп глобализационных процессов оказался несостоятельным, и понимание этого факта досталось американцам и всему миру слишком дорогой ценой. Многие цивилизационные зоны остались вне рамок компетенции гуманитарного поля глобализации. В результате глобализирующаяся культура современной цивилизации была просто морально не готова к столкновению с принципиально иной культурно-нравственной средой.
Стратегия, выбранная террористами, перечеркнула основы существовавшей до сегодняшнего дня доктрины военного и политического контроля за терроризмом, поставила под сомнение эффективность концепции «исключения и вытеснения» этих режимов в маргинальное политическое и экономическое пространство.
Безусловно, сейчас формируются базовые положения новой модели глобальной безопасности. Доминирующую роль в ней будут играть факторы гуманитарной экспансии и коррекции всех аномальных тенденций, которые будут жестко контролироваться и подавляться ведущими игроками глобального демократического режима.
Сегодня глобальное демократическое пространство и глобальное гуманитарное пространство сравнялись в своих границах. Сформированная мировым сообществом анти-террористическая коалиция должна продемонстрировать миру, что гуманитарные стандарты перестали быть необязательными элементами внешней и внутренней политики, а невоенная гуманитарная безопасность имеет не меньшее значение, чем военные блоки и системы сдерживания.
Терроризму будет противопоставлена новая система безопасности — система глобальной гуманитарной безопасности. На наших глазах возникает принципиально иная логика внутренней и внешней защиты государства. Не нарушая и не ограничивая демократические права гражданина, нужно сформировать концепцию гуманитарной защиты демократической идеологии и ее системы ценностей, которые должны активно противостоять экстремизму.
Важно не только не допустить формирования гуманитарно-маргинальных территорий, государств-изгоев, но и необходимо контролировать основные информационно-идеологические потоки, которые бы обеспечивали воспроизводство национальных гуманитарных пространств, соответствующих глобальной матрице.
Известно, что с 13 сентября сенат США предоставил право американским спецслужбам сканировать Интернет-траффик граждан без судебного ордера. Слежка производится не только за перепиской, но и за любыми данными пользователя, включая перечень посещаемых им страниц, и словами, которые он вводит в поисковые системы. Идет ускоренная разработка электронных паспортов — чип- карт, содержащих подробную информацию об их владельце, включая отпечатки пальцев, — перемещение без которых будет считаться незаконным. Судя по всему, это может стать реальностью не только для США, но и для Европы. Безусловно, миру и каждой конкретной стране нужна не универсальная контролирующая мегасистема, а гармонизирующая и обеспечивающая безопасность матрица.
Один из авторов «Маршалл- Центра» Р.Кеннеди достаточно четко сформулировал перечень основных угроз и вызовов, с которыми мир столкнулся в веке сегодняшнем. В одном ряду с ядерным и бактериологическим оружием оказались новые электронные технологии, способные парализовать работу транспорта, поставку энергоресурсов, разрушить как национальную, так и международную инфраструктуру. Кроме того, рост преступности, государственной коррупции, капиталы национальных и транснациональных «теневых рынков» подрывают доверие к правительствам, генерируют глобальные проблемы, требующие интегративной координации по их преодолению.
До сегодняшнего дня глобальные риски в основном рассматривались как последствия технологической эволюции человечества. Ученые к главным мегарискам относили: ядерные, химические, генетические и экологические проблемы. Постманхэттенская реальность кардинально изменила основные оси мегарисков в сторону преобладания политико-антропологических, гуманитарных факторов.
Сегодня де-факто и де-юре мы можем говорить о наличии двух типов рисков: старых — индустриальных и новых — гуманитарных. Традиционные риски были «нормальным» результатом процессов индустриализации и модернизации. Новые риски требуют переоценки не только подходов к их источникам, но и к вопросам их разрешения.
Сейчас на первый план выходят проблемы гуманитарного контроля, мониторинга, воздействия и образования. Человек, исключенный из социализации в системе гуманитарных ценностей, представляет не меньшую угрозу для человечества, чем техногенная катастрофа.
Преодолев постшоковое состояние и пересматривая еще раз кадры о террористическом кошмаре в Соединенных Штатах и о афганской операции, каждый из нас с ясностью осознает, что человечеству брошен беспрецедентный по масштабу вызов экстремистских сил. Думаю, что переживать эти события исключительно рационально просто невозможно, поскольку они несут в себе колоссальную эмоциональную нагрузку.
Безусловно, что сам террористический акт, подобная антигуманная деструкция не имеет никакого оправдания. Но выводы из этого следует сделать несомненно рациональные, гуманные и конструктивные. Прагматизм и реалистичность гуманитарной безопасности — это не просто лозунги и идеализированные директивы, а прежде всего, принципы расстановки сил на карте глобальной безопасности. Гуманитарная сфера оказалась всецело вовлеченной в этот сложный и многогранный процесс, продемонстрировала высокую степень востребованности, гибкость, адекватность динамичным темпам всемирной эволюции. Ведь именно гуманитарные технологии оказались в авангарде глобализации. Думаю, что и военно-политический ответ терроризму должен состояться в духе современных гуманитарных традиций.
Человечество остро ощутило дефицит гуманитарной интеграции, осознало социальный недостаток гуманистических практик. Пора отказаться от логики утверждения, что «насилие неизбежно порождает насилие». Кроме силового воздействия, международная политическая этика предлагает несиловую гуманитарную терапию. Ведь именно интеллектуальные, духовно-культурные ресурсы наиболее мобильны в сложной системе транснациональных взаимоотношений, они охарактеризовали себя как высоко восприимчивые к требованиям неоиндустриальной матрицы современного мира. Сейчас стоит переоценить фактор эмерджентности мира, осознать полноту реальности «общества рисков», в котором мы живем.
Если военные структуры и структуры безопасности оперируют с общественными и крупнополитическими формами: государством, социальными институтами, правительственными и внеправительственными организациями — то гуманитарные практики акцентируют внимание на микросоциальных аспектах безопасности. Центром их внимания становится личность, непосредственно сама жизнь человека. И в этом формате скрывает новое содержание безопасности, фокус ее концентрируется на безопасном существовании самого человека.
Внимание вновь акцентируется на информационной угрозе. Предельно ясно, что общество высоких рисков должно обладать высокой степенью информационной ответственности. Чем выше риск, тем выше ответственность. Не менее важно, что возрастает степень детализации механизмов обеспечения и регламентации гуманитарной безопасности, одновременно повышаются требования к уровню ее организации. И если экстремизм (в любом своем проявлении) — это опасный системный вирус, то задача гуманитарной политики —разработать и запустить антивирусную программу, создать антирисковый блокиратор.
Террористическая акция произошла в новом формате вызова со стороны аутсайдеров глобализации. Первые результаты анализа ситуации показали, что удар был нанесен по наиболее уязвимым точкам системы. Трагедия также остро обозначила устаревшие принципы страхования безопасности и рисков. Актуализировалась необходимость разрешения проблемы гуманитарной девиации. Удар был нанесен по современной пирамиде ценностей, вершиной которой является жизнь человека. Мудрость врачей, что бороться нужно не с самой болезнью, а с ее причинами — сегодня оказалась более чем актуальной. Реализовать эту мудрость нам и предлагает логика глобальной гуманитарной безопасности.
Каждому из нас необходимо осознать, что именно гуманитарная сфера становится тем стратегическим пространством, на котором будет проходить борьба за будущее человечества.
Какие самые общие итоги можно подвести сегодня?
Прежде всего, в международной политике, внутренней и внешней политике современного государства не должно быть политических и идеологических изгоев. Потому что именно они являются главным источником экстремизма и нестабильности.
События в США показали: политический идеализм опасен и губителен как для внутренней, так и для внешней политики государства. Поэтому необходимо всегда ориентироваться на прагматичные и реалистичные политические силы. Вспомните: в президентской избирательной кампании 1999 года был такой лозунг: «Будем реалистами!».
Не уйти от поиска оптимальных политических и управленческих решений этой проблемы и Украине. Политическая элита страны должна в полной мере осознать факт принципиальных изменений в структуре внешних и внутренних вызовов Украине, равно как и факт резко возросшего значения несиловых аспектов национальной безопасности — гуманитарных, информационных, религиозных, политических, социально-экономических.
В условиях новых глобальных рисков и угроз перед Украиной встал вопрос о реконструкции инфраструктуры управления гуманитарной безопасностью страны.
Очевидно, что для успешной реализации этой задачи необходимо применение принципиально новых технологий управления гуманитарной средой, которые должны способствовать формированию и защите национальной, политической, гуманитарной, культурной и информационной идентичности Украины.
Кроме того, уже сегодня имеет смысл серьезно задуматься не только о перспективах модернизации кризисных и посткризисных технологий и механизмов, но и о конструировании комплекса превентивных мероприятий, который был бы способен решать задачи по предотвращению гуманитарных катастроф и эффективно противодействовать глобальному кризису гуманитаризма.
Сегодня многие приоритеты гуманитарной политики государства требуют корректировки и концептуального пересмотра. В первую очередь речь идет о тесном взаимодействии институтов социальной инфраструктуры и системы национальной безопасности. От эффективности в координации этого взаимодействия напрямую зависят духовное и физическое здоровье, благополучие, моральное состояние нации. А это пересмотр политики в сфере медицины, науки, культуры и образования. В острой критике нуждаются миграционная и демографическая политика. Складывается совершенно неудовлетворительная ситуация, когда на фоне общего падения рождаемости в стране постоянно растет уровень численности эмигрантов из гуманитарно неблагополучных регионов мира. С другой стороны, это негативный факт повышенного спроса на иммиграцию из-за низкого уровня состояния отечественной социально-гуманитарной инфраструктуры.
Наша страна находится на перекрестке нескольких цивилизационных конгломератов. А это означает, что Украина неизбежно оказывается в зоне пересечения их интересов и становится объектом активного политического, экономического, информационного и культурного воздействия со стороны ряда ведущих цивилизационных сообществ, которые заинтересованы в расширении ареалов своего влияния. Иными словами, сегодня уже накопилась критическая масса понимания того, что силовая составляющая системы безопасности, не в состоянии решать весь комплекс современных угроз государству и обществу. На повестке дня — разработка концепции национальной безопасности Украины, которая содержала бы адекватные ответы на новые вызовы и риски.
В этом смысле обновленная концепция должна предусматривать способность государства выявлять и нейтрализовывать конфликтогенные факторы и концентрировать свои усилия на предотвращении любых угроз общественной стабильности и государственной безопасности. Национальная безопасность должна быть действенной системой, включающей политические, дипломатические, силовые и гуманитарные механизмы предотвращения, а в случае неудачи, быстрого и эффективного разрешения экстремальных ситуаций.
Подводя итог, можно отметить, что Украина сегодня оказалась перед необходимостью решения проблем совершенно нового порядка. Как справедливо когда-то заметил Альберт Эйнштейн: «Сложные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».
Поэтому иной исторической альтернативы, кроме как осуществить коренной пересмотр требований к национальной безопасности в гуманитарном — человекоцентричном, ключе, у Украины сегодня просто нет.