Сегодня миллион двести тысяч украинских студентов в предвкушении зимней сессии уже во второй раз отметят свой «профессиональный» праздник. И не смотря на то, что Министр образования и науки Василий Кремень во время проведения Дня правительства в парламенте отметил, что около трети безработных в Украине — молодежь, Международный день студента в нашей стране можно с уверенностью назвать профессиональным. Во всяком случае, об этом постоянно напоминают преподаватели на лекциях. «У вас пока есть только одно место работы — ВУЗ», говорят они. В чем-то они правы, студентам в стенах Alma mater действительно приходится работать. Только работа эта зачастую неблагодарная. Согласитесь, слушать и разводить теоретические дискуссии со своими коллегами на семинарах, часто предпочитая оценки знаниям и «зарабатывать» тем самым 30— 39 грн. в месяц — действительно непросто. Нет, получение высшего образования (прежде всего знаний, а не диплома), ясное дело, необходимо. Однако, в процессе его получения отечественные «образователи» часто не могут (или не хотят) положиться на самих студентов, предложив им самостоятельнее ориентироваться в мире знаний. Вместо этого сегодня зачастую предлагается заучить определенный курс предметов, во многом далеких от практики. Ведь одно дело, если студенты «штурмуют» теоретические науки и совсем другое, когда им предлагают освоить морально и физически устаревшее оборудование, как, например, обстоят дела в технических вузах. А многим за такое «фундаментальное» образование приходится еще и платить.
Кстати, о практике: складывается впечатление, что в нашей жизни она очень оторвана от теории. На деле закрепить то полезное, что дают своим «питомцам» преподаватели, просто не представляется возможным. В том случае, когда студенты хотят применить полученные знания на практике, они сталкиваются с рядом объективных трудностей.
Во-первых, студенты, согласно отечественному законодательству, не имеют прав на трудоустройство. Они не могут официально зарегистрироваться в Центрах занятости, поскольку, согласно своему статусу, получают от государства те самые «оклады», которых даже на проезд до «Храма науки» в течении месяца не хватит. Но это не главное. Вполне понятно, что страдающий хроническим дефицитом бюджет не может обеспечить нормальные стипендии.
Гораздо хуже, что студентам зачастую приходится сталкиваться с расхожим среди преподавателей мнением о том, что работа и учеба — несовместимы. Кандидатов, докторов наук, похоже, мало интересует, что выпускники будут делать по окончании вуза. А ведь на нынешнем рынке труда для многих профессий отсутствие опыта работы по специальности, полученного во время учебы, в дальнейшем равносильно наличию справки о недееспособности. Но с мнением преподавателя студентам, в ожидании сессии, хочешь не хочешь, а считаться приходится.
Вот и получается, что предвкушение общения с интересными людьми, новых встреч, свежих идей, бодрости и оптимизма и, что самое главное, знаний, которые испытывают выпускники школ, зачастую, улетучивается ко второму-третьему курсу. Вполне понятно, такое разочарование хронологически совпадает с осознанием того, что реальная жизнь, в стенах вуза, только начинается.
Продолжение темы на стр. "День Украины"