В рамках театрального фестиваля «Вечера Достоевского в Киеве» прошли гастроли Российского государственного академического театра драмы им. Федора Волкова. Гости из Ярославля показали спектакль «Фома» (записки неизвестного), поставленный по мотивам повести «Село Степанчиково и его обитатели».
Известная еще со школьной скамьи история о Фоме Фомиче Опискине — приживале, ставшим настоящим тираном, «фурием», возомнившем себя «ниспосланным Богом, чтобы изобличать все пакости мира»; заставившем хозяев имения ходить по струночке, быть готовыми выполнять все его прихоти. Вот только драма в версии ярославских артистов стала комедией... По словам режиссера Владимира Боголепова, он попытался показать в своей постановке театр в театре, используя старые сценические методы.
— Я поставил перед собой простейшую задачу, почти детскую по отношению к великому автору: чтобы в зале смеялись, — подчеркнул Владимир Георгиевич. — Почему-то считают, коль ставят Достоевского, то это обязательно что-то сложное, серьезное, даже мрачное. Но существуют достоверные сведения о том, что Федор Михайлович вначале писал «Село Степанчиково и его обитателей» как пьесу, а потом переделал ее в повесть. Это стало толчком для моей постановки. Нужно увлечь зрителей. Я сознательно подставился под стрелы критиков, но считаю, что добился главного — у нас всегда полные залы. А своим «Фомой» мы, развлекая, поучаем. Дело в том, что на протяжении многих лет в нашем театре не ставили классику. Публика отвыкла от серьезных произведений и почти не ходила в театр. Я же, когда возглавил в 1996 году волковцев, объявил об изменении приоритетов. Однако «Фома» вовсе не является визиткой театра. Все-таки время требует уже иной эстетики.
Режиссер считает, что его коллектив не стоит на месте, сохраняя традиции (в прошлом году Театр им. Ф. Волкова отметил свой 250-летний юбилей), не превращается в музейный экспонат, а ищет новые жанры и формы. Приглашают для осуществления постановок мастеров из ближнего и дальнего зарубежья. Например, худрук Пражского Национального театра Иван Раймонт поставил шекспировского «Короля Лира», а датчанин Харис Прегман — мюзикл «Соловей», пользующиеся неизменным успехом публики.
Волковцы признались, что для них выступать в Киеве огромная радость и ответственность. К тому же, наша столица стала своего рода талисманом для коллектива. После киевских гастролей шестилетней давности театр стали активно приглашать за рубеж: в Париж, Берлин, Будапешт.