Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спецназ в Афганистане может сменить власть за несколько часов,

но не сможет изменить систему жизни, считает генерал Волков
23 октября, 2001 - 00:00

— Александр Петрович,когда вы служили в Афганистане?

— Это были 1984 — 1986 годы, самый разгар боевых действий...

— Эта война — победа или поражение? Как вы сейчас считаете?

— Это была и не победа, и не поражение. Не победа потому, что мы там и не могли построить никакого социализма, потому что это страна без развитой промышленности, да и по другим социальным причинам в Афганистане даже эксперимент с построением социализма был невозможен. Эту войну и не стоило начинать, ничего, кроме страданий и ненужных жертв, она не принесла. Но и не поражение — мы не бежали с позором. Было принято решение вывести войска из-за бесперспективности — такую войну можно было вести бесконечно. И войска были выведены.

— Американцы сейчас пытаются пройти, очевидно, тот же путь, который прошли и вы, ведь и Советский Союз начинал с операций спецназа…

— К сожалению, видимо, американцы не учли наш горький опыт войны в Афганистане. И свой опыт войны во Вьетнаме. С оперативной точки зрения, бомбежки Афганистана не имеют смысла — там нет промышленных и стратегических объектов. Единственное — аэродромы. Наземная фаза операции непременно будет связана с большими жертвами со стороны американцев. В таком случае американцам окажет, возможно, большую помощь Северный альянс, но потом афганцы все равно будут вместе.

— В ту войну вы ничего не слышали про талибов и Осаму Бен Ладена?

— Нет, конечно. Движение Талибан и их лидер — это порождение американских и пакистанских спецслужб, направленное против Советского Союза. Я хорошо знаю Ахмед шах Массуда, которого я очень уважаю как грамотного командира. Он единственный ни разу не покидал Афганистан, пока там шла советско-афганская война. Он преподносил нам хорошие уроки. Достойный противник... Это был главный враг талибов, видимо, и операция корреспондентов-смертников была организована талибами. Думаю, в свое время афганский народ, которому в то время уже сильно надоела война, пошел за талибами: они обещали мир и спокойствие. Но вышло не так, как видим…

— Какова военная перспектива применения спецподразделений в Афганистане, с вашей точки зрения?

—У нас были и десантно- штурмовые бригады, другие элитные спецчасти. Они проводили много операций. Они оказались способны сменить власть за несколько часов, но изменить систему жизни Афганистана они не смогли. И американцы не смогут. Талибы отлично знают местность, им помогает население. Есть горы, есть пещеры, на юге есть леса. Выкурить их из этих пещер невозможно. Мы применяли и огнеметы, и гранатометы, но если многоярусная пещера, это мало что давало…

— Вы хорошо знаете всю территорию Афганистана. Где, по-вашему, может скрываться Осама бен Ладен?

— Думаю, что где-то в южных провинциях. Там легче скрываться, есть хорошие леса, хорошие пещеры и горы. Укрываться позволяет и местность центрального Афганистана. Кроме того, талибы могут построить настоящие бункера, такие, которые ни одна бомба не возьмет.

— Вы могли бы проанализировать факторы успешности ваших операций в Афганистане? Почему они удавались и почему проваливались?

— Да, конечно. Успешными были все операции, когда ее планировала наша дивизия без привлечения советников и афганских воинов — царандоя. Сейчас мы понимаем, что все мусульмане необычайно едины. Среди тех, кто, казалось бы, воевал на нашей стороне, была масса душманских разведчиков, которые упреждали наши операции, и душманы успевали уходить. Если же операции готовила только наша дивизия — мы брали и пленных, и трофеи. В одной из таких операций мы взяли архив секретной службы, там были списки их агентов, начиная с 1979 года, когда наши войска вошли в Афганистан. Мы удивились, насколько широка была их сеть.

— Некоторые аналитики предполагают, что мировая борьба с терроризмом может превратиться в Третью мировую войну. Как вы считаете?

— Я полагаю, что нет. Новой мировой войны не будет. Но терроризм в его худших массовых проявлениях должен быть побежден, конечно. Сегодня это самое несправедливое и бесцельное явление, приводящее к гибели ни в чем не повинных людей. Террор — это акты отчаяния, мести. Но они безрезультатны, с их помощью нельзя добиться поставленных целей.

— Как, по-вашему, сколько времени американцам придется продолжать в Афганистане борьбу с терроризмом? Десять лет или меньше?

— Не думаю, что десять лет, но воевать им придется не один год. Думаю, не меньше двух лет, возможно, даже четыре года или пять лет…

— Могли бы предположить — удастся ли изловить Осаму бен Ладена?

— Здесь и предполагать нечего: удастся только в том случае, если талибы его сами выдадут. Кстати, от этого, от способности талибов вести длительную войну, зависит и продолжительность пребывания там американцев. Но, думаю, что ресурсы той части мусульманского мира, который солидарен с талибами, — в Пакистане и других странах — огромны, их достаточно для оказания достаточно длительного сопротивления…

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ