Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка памяти друзей

В воскресенье концертом Гии Канчели в Национальной опере Украины открылся проект «Гранды искусства»
9 октября, 2001 - 00:00

Музыку этого композитора трудно охарактеризовать привычными эпитетами. Она не религиозна, но глубоко духовна. Не «показушная» — если можно так сказать, но тем не менее удивительно театральна. Последнее можно объяснить тем, что в течение двух десятилетий Гия Канчели был музыкальным директором Театра им. Шота Руставели в Тбилиси.

Его музыка не просто построена на контрастах — между этими контрастами лежит огромнейшая пропасть. И тишина, и паузы у композитора имеют едва ли не ключевое значение. Именно в них главная мысль, которую хочет донести до слушателя автор. Но если музыка в какой-то момент подходит к своей кульминации, то по напряжению и мощи с этим мало что может сравниться. Именно такие пограничные состояния предстояло услышать и почувствовать киевскому слушателю.

Для концерта, который проходил в рамках проекта «Гранды искусства», организованного продюсерским агентством «Мистецьке березілля», Гия Канчели пригласил в Киев своих друзей, замечательных музыкантов — дирижера Льва Маркиза (Голландия), Дмитрия Булгакова (гобой, Россия), Арно Борнкампа (саксофон, Голландия), а также известного альтиста Юрия Башмета. Маэстро Канчели лично попросил своего большого друга Башмета изменить гастрольный график и приехать в Киев, чтобы сыграть произведение под названием «Стикс», написанное специально для него. «Если бы не было Юрия, то, возможно, и не было бы «Стикса», — сказал как- то Канчели. «Стикс» — крупное произведение для солиста, хора и симфонического оркестра, в котором автор вспоминает об ушедших навсегда друзей. Ведь если обратится к мифологии, то Стикс — это река забвения, через которую лодочник перевозит души умерших. И поэтому то и дело в восклицаниях хора, как отдаленное эхо, слышны имена людей, которые были так дороги композитору. И именно поэтому, когда проникаешься глубиной услышанного, начинаешь понимать, почему Гия Канчели строг к публике и просит ее не шуметь в тихих местах произведения. И тонко чувствующий слушатель уже боится нарушить хрупкую связь, вызванную музыкой.

Концерт Гии Канчели был необычен еще и тем, что Юрий Башмет, возможно, впервые в нашей столице, не был центральной фигурой всего происходящего. Можно сказать, что великий композитор использовал мастерство своего друга для того, чтобы наиболее полно донести созданное им произведение до слушателя, а также до тех людей, к которым он в этом произведении обращается, имена которых время от времени были слышны из хора. И стоит отметить, что у него это получилось. Хотя волнений и труда было много. Ведь для того, чтобы исполнить «Стикс», необходим напряженный труд, а также абсолютный профессионализм сразу нескольких коллективов. И если симфоническому оркестру Национальной филармонии, за пульт которого в этот раз стал Лев Маркиз, хватало навыков и опыта, то хору Университета культуры, элементарно, нельзя было позавидовать. Отчетливо видно, что хор еще абсолютно не готов к работе подобного масштаба. Дело в том, что хористы Национальной оперы отказались от участия в проекте из-за большой загруженности. И тогда выбор организаторов пал на мало подготовленный коллектив, для которых произведение Гии Канчели имело определенные трудности. Хотя в Киеве работают несколько замечательных хоров, для которых «Стикс» никаких профессиональных барьеров не представлял бы. Впрочем, несмотря на некоторые «шероховатости» прошедший концерт останется в памяти меломанов, а впереди нашу публику ожидают встречи с различными известными музыкантами, театральными коллективами, зведами балета из ближнего и дальнего зарубежья.

Артем ДЕГТЯРЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ