Л.Кучма отметил, что еще не читал законов, принятых в Верховной Раде с начала восьмой сессии. В то же время, по словам Президента, ему «понравилось начало сессии» тем, что депутаты начали «пытаться» работать. Кучма убежден, что при принятии законов депутаты должны «исходить из жизни, а не из каких-то политических пристрастий». В этой связи он выразил убеждение, что пропорциональная система выборов в Верховную Раду «была бы катастрофой для Украины». В частности, Президент сослался на данные статистики, согласно которым партии поддерживает всего «3- 5% населения Украины». Вместе с тем, по словам Президента, если «коммунист или социалист борется с другим человеком на выборах, коммунист или социалист побеждает». «Мы видим, что на протяжении всех лет, особенно в последнее время, коммунисты голосовали только «против». Они даже не слышали, какие проблемы в Украине существуют. Главное — чтобы голосовать «против», — сказал Президент. По его мнению, левые действовали по принципу «чем хуже в Украине, тем больше возможностей прийти к власти».
«Кучма, настаивая на пропорции 50 на 50, решает две задачи. Первая — не допустить увеличения влияния левых в парламенте. В первую очередь коммунистов и социалистов. Второе — не допустить мощной антикучмовской коалиции, какую в 1998 году представляла «Громада», — считает политолог Небоженко. По его мнению, непримиримая оппозиция использует исключительно антипрезидентские настроения, что и является в основном ее капиталом. «В этом случае парламент может стать неуправляемым, и о каком-либо парламентском большинстве придется забыть» — добавил он. В конце концов, от будущего состава парламента ждут конструктивной работы, а не перепалок по принципу «Сам дурак!», а потому настойчивость Президента в этом случае вполне объяснима.
«Совершенно ясно определилось, что 50 на 50 и невозможность совмещения теперь должны будут быть взяты всеми участниками выборов за основу», — заявил «Дню» Александр Зинченко, СДПУ(о). Кроме этого Зинченко советует депутатам прочитать текстовую редакцию закона. «Для партий, для блоков и некоторых народных депутатов это покажется откровением — надежды на легкие победы их не ожидают» — считает он. Зинченко считает, что Закон о выборах прошел «качественно новую редакцию, где для обеспечения честных, прозрачных выборов сделан большой шаг вперед.» Лидер фракции СДПУ(о) предостерегает от заблуждения относительно того, что «170 дней — это время агитации. Вовсе нет — это запуск компании». Единственная неопределенность — выборы в местные советы, поскольку, говорит Зинченко, «настоящая партия должна выстраивать вертикаль на всех уровнях».
«Мне кажется, что новый Закон о выборах сделает возможность избрать новый состав парламента, который не будет оппозиционным к своему народу», — заявил «Дню» Александр Марченко, Демсоюз. По его словам, приоритет в формировании избирательных комиссий партиям, преодолевшим 4% барьер в 1998 году, «поможет сделать выборы прозрачными, поскольку теперь они не будут формироваться исполнительной властью». Марченко читает, что админресурс «столкнется с множеством новаций в новом Законе». «Нужно к использованию админресурса относиться как криминальному преступлению», — заявил «Дню» лидер социалистов Александр Мороз. Он также, как и его политические оппоненты, считает, что использования административного давления можно избежать.
«Сейчас важно, чтобы была возможность обеспечить честные прозрачные выборы», — заявил «Дню» Леонид Кравчук. «Я могу сказать, что последние честные парламентские выборы в Украине были в 1989 году а президентские — в 1991 году, — считает он. Последующие выборы были своеобразными и дорогими, во многих случаях сфальсифицированными. Теперь этого допустить нельзя». По его мнению, выполнение Закона сможет изменить ситуацию. «Есть общественный контроль, есть партийный контроль, и это должно быть предпосылкой для того, чтобы Закон выполнялся», — считает Л. Кравчук.
Таким образом, в парламенте практически не осталось ни одной силы, которая бы не заявила, что она ратует за честные выборы. Даже если половина из заявивших будут предпринимать какие-либо действия в этом направлении, этого будет достаточно для нейтрализации админресурса. Тем более, что «партии власти», на которую и должен работать пресловутый админресурс, пока в явном виде нет. А значит, возможность более честных выборов, на которые надеются практически все политические силы, теоретически есть.